- •Тема 1. Введение в кратологию.
- •Тема 2. Интенциальный аспект власти.
- •Тема 3. Политическая власть.
- •Политика как вид деятельности.
- •Тема 4. Легитимность и эффективность политической власти
- •Тема 5. Кратологический аспект разделения властей.
- •Тема 6. Типология кратологических концепций
- •Тема 7. Марксистская и неомарксистские концепции власти
- •Тема 8. Социологическая парадигма в кратологии
- •1. «Власть а над в соответствует способности а добиться того, чтобы в его переговорах с в условия обмена были для а благоприятными».
- •Тема 9. Институциональные концепции власти.
- •5. Вопрос о соотношении государства и других социальных институтов Ориу решал по формуле "первый среди равных".
- •1. Политическое
- •2. Государство
- •3. Политическая суверенность
- •4. Международный аспект
- •Тема 10. Натуралистические концепции власти.
- •Тема 11. Элитистские концепции власти
- •Волю к власти Ницше рассматривал не как средство к достижению других целей, а как самоцель, страсть, смысл жизни:
- •4. Девиз жизни героев в отличие от массы: „Живи опасно !”
- •Основы интегрального национализма д. Донцова:
- •Инстинкт комбинаций
- •Постоянство агрегатов
- •Тема 12. Реляционные концепции власти.
- •3. Власть как механизм, по Фуко – это управление производством истины.
Тема 1. Введение в кратологию.
1.Предмет и значение кратологии.
2. Истоки кратологии
3. Семантика и этимология слова «власть».
1-ый вопрос. Предмет кратологии
Кратология (от гр. «кratos» - власть и «logos» -понятие, учение) - учение о власти, ее истоках, формах и способах осуществления.
Термин «кратология» восходит к Аристотелю как «учению о власти господина», где власть понимается как отношении естественного неравенства: между рабами и свободными, родителями и детьми, мужчинами и женщинами, в отличие от политики, где власть регулирует отношения между равными гражданами полиса.
В узком смысле понятие власти относится только к сфере политики, государства, политического режима, формы государственного правления.
В широком смысле понятие власти является базовым для интегрального исследования общества, поскольку властные отношения пронизывают все сферы общественной жизни, включая те, которые традиционно понимались как вне политические.
Так, М. Фуко, писал, что наука о власти должна всюду «раскрывать вездесущий микроб власти», создающий специфическую лихорадку в человеческих отношениях, срывать маску власти, в особенности в тех сферах, где о господстве и подчинении говорит не принято.
А французский философ Э. Шартье остроумно заметил: «Власть необъяснима, и в этом - её сила»
Известный политтехнолог О. Матвейчев пишет о таинственности феномена власти: «Публичная политика — это надводная часть айсберга. И имиджмейкер, и специалист по РR могут быть рассмотрены как компоненты подводной части, которые работают с частью надводной. Консультант же в значительной степени
сосредоточен на «подводном мире». Под «подводным миром» понимается не столько «кулуарная политика», сколько
скрытая сущность власти как таковой.
Сущностью власти является тайна. Дело не в том,
что сущность находится в тайне. Нет. Сама тайна является сущностью власти. То, что властвует, — властвует только опираясь на тайну. Если вы всерьез уверены, что Ельцин стал президентом потому, что мы его выбрали, то вы не поймете меня. Ельцин знает и умеет нечто, что сделало его президентом, чего не знаем и не умеем все мы.
Мы можем это анализировать и даже вычислять какие-то «технологии власти», на манер Макиавелли. Мне, однако, ближе позиция китайского мудреца Лао Цзы: «Дао, которое может быть названо, не есть настоящее дао». Над переводом этого слова — «дао» давно бьются ученые. Буквально оно значит «путь». Но можно переводить и как «метод», даже как «техника», «способ». Так вот, «техника власти, которая может быть названа, не есть настоящая техника»
2-ой вопрос.
К 4 веку до н. э. относится древнекитайский трактат «Книга правителя области Шан», где впервые появляется понятие «власть». Слово «политика» не применялось тогда в Китае, а власть рассматривалась как одна из трёх составляющих порядка: «Порядок в государстве достигается тремя путями: законом, доверием и властью. Закон – это то, чего сообща придерживаются правитель и сановники. Доверие – это то, что сообща устанавливают правитель и сановники. Власть – это то, чем распоряжается один правитель».
В 4 веке до н.э. относится и древнеиндийский трактат «Артхашастра» или «Наука о государственном устройстве». В центре внимание власть как государственное управление. В книге подчёркивается, что основными элементами государства являются: государь, министр, сельская местность, укреплённые города, казна, войско и союзники.
Даётся характеристика идеального государя: «государь должен быть в высшей степени энергичным, не имеющим обыкновение медлить, господином своих вассалов, с сильной волей, не имеющим в своём окружении лиц негодных…».
Древнекитайский мыслитель Конфуций (6 век до н. э.) сформулировал концепция политического господства под названием «возвращения имён», где властные отношения рассматриваются по аналогии с отношениями в семье и покоятся на моральном авторитете правителя, его приверженности правилам управления государством.
В книге «Лунь юй» формулирует правила управления государством:
Чтить 5 „прекрасных вещей": 1) быть добрым, но не излишествовать; 2) заставлять работать, но так, чтобы не было ропота; 3) желать, но не жадничать; 4) обладать широтой духа, но не знать гордыни; 5) иметь силу, но не быть жестоким.
Избегать 4 „зол": 1) не наставлять, а убивать – значит проявлять жестокость; 2) не предостерегать, а судить по тому, что получилось – значит проявлять насилие; 3) не давать указаний, а только гнать к сроку – значит причинять ущерб; 4) давать людям и притом скупиться – значит поступать казённо.
Платон рассматривал политику как искусство правления, направленное на общее благо, основанное на знании наилучшей формы правления.
Государя сравнивает с врачом, который причиняет боль ради блага больного.
«Если же обозначить одним именем способность того искусства. которое правит всеми прочими и печётся как о законах, так и вообще о всех делах государства, правильно сплетая всё воедино, то мы по справедливости назовём его политическим» («Политик»)
Платон первый поставил вопрос о законосообразности власти, считая, что подчиняться власти нужно в силу её законности, а не в силу страха перед наказанием.
Управление государством считал скорее искусством, чем наукой, подобным искусству управления кораблём, где многое зависит от непредвиденных обстоятельств, слаженности действий команды и т. п.
Аристотель первый употребил понятие кратологии, говоря о ней как о «наука о власти господина» в отличие от политики как искусстве управления государством свободных и равных граждан.
Политика, по Аристотелю, «… коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и обречённого взаимодействовать с другими людьми».
Господство же порождается природным неравенством, вследствие чего возникают отношения господства и подчинения, потому родители господствуют над детьми, мужчины над женщинами, хозяева над рабами.
Аристотель характеризует власть как свойство (принадлежность) любой сложной организации: «Все, что состоит из нескольких частей, имеет властвующий элемент и подчиненный элемент, таков “общий закон природы”.
Диспозиционное поняимание власти у Т. Гоббса.
Власть человека, – пишет Гоббс, – “есть его наличные средства достигнуть в будущем некоего блага”.
Попытка Гоббса обосновать своё определение несёт на себе отпечаток времени и господствующей системы мышления, которая определяется как механистический материализм.
Но это первая попытка естественнонаучного определения власти как каузального (причинно-следственного) отношения связана с именем Т.Гоббса и его сочинением «О гражданине», где выделяется раздел «Власть».
То есть социальные отношения рассматриваются по аналогии с природными как физические контакты и столкновения, в которых одни тела (“агенты”) толкают другие тела (“пациентов”).
Различие между социальной и физической причинностью связано, по Гоббсу, со временем действии: физическая причина относится к уже произведенному следствию, к прошлому, в то время как власть есть способность производить что-то в будущем.
Поэтому власть, по Гоббсу, – это диспозиционное понятие, оно выражает потенциал субъекта власти достигнуть гарантированного подчинения объекта и контролировать объект.
Власть существует даже в случае отсутствия прямого контакта, когда субъект не реализует непосредственно имеющуюся у него способность подчинить объект.
3-ий вопрос. Семантика и этимология слова «власть».
Интересно этимологическое разнообразие слова «власть»
В русском и украинском языках слово “власть” (“властвовать”) восходит к церковнославянскому. Оно происходит от слова “волость”, имевшее значения “область, территория, государство”.
Аналогично:болгарское “власт”, сербохорватское “власт”, означает “владение”, “собственность”, польское “wlosc”, латышское “valsts”, литовское “valscious” – “волость”.
В древнегреческом языке различаются слова «господство» (кратос) и “власть” (arche): “правление», «суверенитет», “начало”.
У римлян «imperium» - власть, господство, “auctoritas” – авторитет.
Английское “power” - власть, правление происходят от латинского слова “potentia” – способность или возможность воздействоать и берущее начало от глагола “potere” – “быть способным сделать что-то”.
В эсперанто “potenсо” – власть.
В немецком существуют три близких по смыслу слова: Macht (власть) Gewalt (сила) и Herschaft (господство).
Семантика слова «власть»
В толковом Словаре русского языка приводятся следующие значения слова “власть”:
1. Право управления государством, политическое господство, права и полномочия государственных органов.
2. Органы государственного управления, правительство, должностные лица, начальство.
3. Право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо или чем-либо.
4. Могущество, господство, сила.
В украинском „Сучасному тлумачному словнику” (2007 р.) «Влада»:
Право керувати державою, політичне панування; 2) Керівні державні органи; уряд; начальство; 3)Право та можливість керувати, підкоряти власній волі; 4) Могутність, сила
Сложность феномена власти очевидна из разнообразия объяснений этого понятия. В подтверждение достаточно привести несколько эсклюзивных утверждений.
Лорд Эктон: «Власть – это зло, абсолютная власть – зло абсолютное».
Р. Арон: «Всякая власть кажется предпочтительной в отсутствие власти»
Т. Пейн: Общество создаётся нашими потребностями, а правительство - нашими пороками. Общество в любом своём состоянии есть благо, правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае – зло нестерпимое».
А. Камю: «Хорошая власть – это здоровое и осторожное управление несправедливостью»
Поль Валери: «Власть теряет всё своё очарование, если ею не злоупотреблять».
В. Гумбольдт: (1767-1835): «Наилучшая власть есть та, которая делает себя излишней».
