Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Голдсмит У. История Англии.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.29 Mб
Скачать

Раздел II

 

Бездумными гоненьями закон Священный он ниспровергает.

Вэлпи

(1686 г.) В церковных делах Джеймс поступал со столь же великой несправедливостью. Среди тех, кто выступал против папизма, особенно отличался лондонский священник доктор Шарп. С величайшей суровостью он обличал тех, кто изменил своей религии, поддавшись на дешевые аргументы папистских миссионеров. Двор, заподозривший, что такая полемика бросает тень на самого короля, почувствовал себя оскорбленным и отдал приказ лондонскому епископу отстранить Шарпа от должности, пока не будет выяснено мнение его величества. Епископ отказался подчиниться, и тогда король решил наказать за непокорность самого епископа.

Для того чтобы привести это решение в действие, была учреждена духовная комиссия в составе семи человек, наделенная полной и неограниченной властью над всей Церковью Англии. Перед этим трибуналом и были призваны к ответу как епископ, так и Шарп, которого лишили кафедры.

Следующим шагом было допущение свободы совести для всех сект, поскольку король был с детства приучен верить в то, что правда католической религии в честной борьбе всегда восторжествует. Поэтому он выпустил декларацию о генеральной индульгенции, в которой заверил, что нонконформизм по отношению к установленной в стране религии не будет более караться законом.

В завершение этой кампании он публично направил графа Каслмэйна чрезвычайным послом в Рим с тем, чтобы выразить папе свою покорность и присоединить свое королевство к католическому сообществу. Никогда ни одно посольство не было встречено с таким пренебрежением, как эта столь смело предпринятая, но неразумная и безнадежная миссия. Римский двор не ожидал сколько-нибудь значительного успеха от столь безрассудной политики. Папа был шокирован тем, что король открыто выступил против закона и общественного мнения, тогда как его делом было вести под них тайный и осторожный подкоп.

Вскоре после этого иезуиты получили разрешение строить свои колледжи по всему королевству; они совершали свои обряды самым вызывающим образом. Более того, четыре католических епископа, рукоположенные в королевской церкви, были направлены в королевство для отправления своих епископальных функций под титулами апостолических викариев.

Отец Франциск, бенедиктинский монах, был рекомендован королем в Кембриджский университет в качестве магистра искусств, однако его религия была камнем преткновения, через который университет не мог переступить. Руководство университета направило королю петицию с просьбой отменить выданный им мандат. Эта петиция была проигнорирована, а университетских депутатов даже не стали слушать; вице-канцлер предстал перед судом высокой комиссии и был отстранен от должности. Однако, университет настаивал на своем, и отцу Франциску было отказано.

Поскольку место президента колледжа Магдалены, одного из наиболее богатых учреждений было вакантным, король выдал на него мандат некоему Фармеру, новообращенному католику и человеку со скверным характером. Члены совета колледжа обратились к королю с очень почтительной просьбой отозвать свой мандат, и король, сочтя их защиту своих привилегий чересчур дерзкой, уволил их всех, за исключением двоих.

Вскоре после первой декларации о свободе совести была опубликована вторая, особенностью которой было специальное предписание всем священникам читать ее вслух после каждого богослужения в своих церквях. Духовенство с самого начала отнеслось к этим мероприятиям неодобрительно, а в 1688 году отважилось оказать неповиновение приказу, продиктованному в высшей степени фанатичными мотивами. Оно решило искать поддержки в народе, в его всеобщей неприязни к посягательствам короны.

Зачинщиками этого правого, но опасного дела стали епископы Ллойд (из Сент-Эсепа), Кен (от Бата и Уэльса), Тэрнер (из Эли), Лэйк из Чичестера, Уайт из Питсборо и Трелони из Бристоля. Эти епископы вместе с примасом Санкрофтом составили обращение в форме петиции к королю, в которой в самых горячих выражениях покорности и преданности все же настаивали на том, что чтение декларации вслух для них несовместимо с их уважением к своей протестантской религии, а следовательно со свободой совести.

Король пришел в ярость и приказал призвать епископов к ответу. На суде их сначала спросили, признают ли они, что являются авторами этой петиции. Некоторое время они уклонялись от ответа, но в конце концов, после сурового предупреждения со стороны канцлера признали свое авторство. Затем, после того, как они отказались искать себе поручителей, немедленно был составлен приказ о взятии их под стражу и заключении в Тауэр. Одновременно королевские законники получили инструкцию обвинить епископов в распространении клеветнических слухов с подрывными целями.