Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Голдсмит У. История Англии.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
4.29 Mб
Скачать

Раздел II

Великая Боадицея, Британии и британцев слава и честь! Позор врагам твоим, которых было не счесть! В пылающем воображении моем навеки осталась Каждая из битв, где женская доблесть за права Альбиона сражалась. Само твое поражение увековечило твою славу, И увяли с позором победителя Светония лавры

Диббин

Когда императором Рима стал Август, он изъявил желание посетить Британию, но ему помешало неожиданное восстание в Паннонии. Третий император Рима, Тиберий, справедливо считавший, что его империя стала слишком большой, даже и не планировал таких попыток. Тем временем жители Британии стали преуспевать в ремеслах, способствующих прогрессу.

Неуемное сумасбродство Калигулы (четвертого императора Рима), который угрожал Британии вторжением, скорее сделало его посмешищем, чем представило серьезную опасность. Наконец, во время правления Клавдия римляне стали серьезно подумывать, о том, не снизойти ли им до ревизии своего доминиона. Экспедиция, предпринятая с этой целью, возглавлялась Платием (а затем другими командирами) и сопровождалась успехом, обычно сопутствующим римскому оружию в ту эпоху.

Карактакус был первым британским князем, предпринявшим энергичную попытку освободить свою страну и прогнать унижающих ее хищных завоевателей. Это был неотесанный солдат, тем не менее, он с малыми силами в течение более 9 лет успешно противостоял римлянам, беспокоя их набегами, пока, наконец, не был окончательно разбит и захвачен в плен Осторием Скапулой, который отправил его с триумфом в Рим. Когда Карактакуса проводили по улицам Рима, он вовсе не был смущен при виде толп римлян, сбежавшихся посмотреть на триумфальное шествие, но был так изумлен окружавшим его великолепием, что невольно воскликнул: "Ну и ну! И как же это народ, обладающий таким богатством, зарится на наши ничтожные хижины в Британии!" Император был тронут несчастьем героя и покорен его смелым поведением. Он приказал тут же расковать Карактакуса и дал ему свободу вместе с другими пленными.

Жестокое обращение с Боадицеей, королевой Исени побудило британцев на еще одно открытое восстание. Прасатагус, король Исени перед смертью завещал половину своего королевства римлянам, а половину своим дочерям, надеясь спасти таким способом хотя бы часть своих владений для своей семьи. Однако все произошло иначе: римский прокуратор немедленно захватил все королевство, а когда Боадицея (вдова покойного) попыталась протестовать, он приказал высечь ее плетьми как рабыню и изнасиловал ее девственниц-дочерей. Это надругательство всколыхнуло весь остров и привело ко всеобщему восстанию. Первыми за оружие взялись исенийцы, оскорбленные больше других. За ними поднялись на борьбу и все остальные княжества. Боадицея, женщина замечательной красоты и мужества, была поставлена во главе восставших, число которых составило 230 тысяч человек. Доведенные до отчаяния притеснениями римлян, они атаковали многие римские поселения и колонии и вначале имели успех. Паулинус, командующий римскими войсками, поспешил на выручку Лондону (который тогда уже был цветущей колонией). Однако по прибытии туда он обнаружил, что безопаснее покинуть этот город, где ярость восставших не знала жалости. Лондон вскоре был обращен в пепел, а все его население вырезано. Число римлян и других чужеземцев, преданных мечу, превысило 70 тысяч человек. Воодушевленные этим успехом британцы больше не старались избегать решительного сражения и смело устремились к тому месту, где их поджидал Паулинус, весьма удачно расположивший свое войско, насчитывавшее 10 тысяч человек. Битва была упорной и кровавой. Боадицея собственной персоной вместе с двумя дочерьми появилась перед своими войсками на боевой колеснице и обратилась к ним с напутствием, исполненным мужества и величия. Однако отвага ее необученных, недисциплинированных войск не смогла противостоять холодному упорству римлян. Восставшие были разбиты наголову; 80 тысяч их пало на поле боя, а еще больше попало в плен. Боадицея, не желая попасть в руки рассвирепевших врагов, приняла яд.

Полководцем, установившим твердую власть римлян в доминионе на острове, был Юлий Агрикола, который управлял им во время правления Веспасиана, Тита и Домициана и отличался не только мужеством, но и гуманностью. В течение нескольких лет после правления Агриколы в Британии воцарился мир. По крайней мере, ни один историк не упоминает о каких-либо восстаниях на острове.

Наконец Рим, который веками диктовал народам законы и распространял рабство и угнетение по всему известному ему миру, начал приходить в упадок, изнеженный своим богатством. Человечество, как по единому уговору, поднялось на борьбу за свою свободу. Почти все народы отстаивали свою независимость, которой они так долго и так несправедливо были лишены.

Во время этой борьбы различные претенденты на императорский трон то и дело мобилизовывали британских юношей в Галлию. Однако этого было недостаточно: попытки переворотов проваливались, а от их зачинщиков оставались только имена (по данным "Летописи Империи", не менее 12 британских корпусов пехоты и кавалерии находились постоянно в различных удаленных провинциях империи, тогда как в соответствии с неизменной политикой римлян, в Британии постоянно находились иностранные войска). Тем временем силы римлян в Британии все убывали и, по мере этого убывания, северная часть страны наводнялась пиктами и скоттами5,которые на легких суденышках, сплетенных из прутьев и обтянутых кожей, отважно пересекали узкие проливы и заливы, истребляя население и сея ужас. Римляне были не в силах сдерживать этот натиск.

Во время правления императора Валентина римляне, видя невозможность сохранить свои позиции в Британии, решили покинуть этот остров, на котором они хозяйничали более четырех веков, и предоставить британцам возможность самим выбирать королей и способ правления. Однако они дали им лучшие инструкции (насколько это было возможно в то бедственное время) относительно того, как пользоваться оружием, строить и ремонтировать крепостные валы. Они помогли британцам воздвигнуть новую каменную стену поперек острова, поскольку британцы в то время не имели мастеров, достаточно искусных для того, чтобы восстановить старую, построенную при императоре Северии. Руины этой стены и крепостей, защищавших римские колонии, представляют собой наиболее интересные памятники того времени.