Музыкальное мышление нового типа.
Самым важным завоеванием 18 века было формирование нового типа музыкального мышления - сонатно-симфонического. В основе него лежит принцип столкновения (или сопоставления) нескольких контрастных начал, в сочетании с художественной завершенностью формы, единства замысла целого.
Новое музыкальное мышление потребовало новых музыкальных форм, и повлекло за собой всех элементов выразительности музыкальной речи: гармонии, фактуры, мелодики.
Сонатная форма.
Утверждая новый принцип мышления, ранние венские классики воплощают его в определенных формах, в основном в форме сонаты с ее характерными противопоставлениями контрастных тем-образов. Эти произведения можно уподобить миниатюрным драматическим пьесам, в которых каждая тема — отдельное действующее лицо. Темы сонат Гайдна или Моцарта обычно не переосмысливаются коренным образом в процессе развития, как во многих произведениях последующих композиторов, одна тема спокойно чередуется с другой. Однако все эти «персонажи»— не «случайные встречные». Они участники одного «сценического действия» и подобраны так, чтобы лучше оттенять друг друга и дать драматургу-композитору возможность сделать это «действие» содержательным, интересным и логически обоснованным.
Гармония.
Венская классическая школа принесла с собой огромное обогащение гармонии. Если предшественники В. к. ш. применяли по преимуществу аккорды трёх основных функций, представители В. к. ш. широко используют и другие созвучия мажорной и минорной систем. Это знаменует возвращение на новой ступени к богатству гармонического языка Г. Ф. Генделя - И. С. Баха. Они свободнее используют диссонансы, хроматизмы.
Представители В. к. ш. отдают предпочтение мажорным тональностям ( У Гайдна 5 минорных сонат из 52, у Моцарта – 2 из 19, у Бетховена 9 из 32). Круг используемых в произведении тональностей у них достаточно широк, высокого развития достигает у них искусство модуляции.
Фактура.
Музыкальному языку венских классиков, особенно ранних, свойственны простота, ясность, выразительность. Их фортепианное письмо отличается прозрачностью, оно еще связано с традициями клавесинного стиля, которому не свойственна крупная техника.
Одна из важных новых черт музыкального языка представителей венской классической школы - чёткое членение музыкальной ткани на относительно краткие построения, своего рода «ячейки», отвечающие единому структурному принципу. В этом отношении опорой им служили народная песня и танец с характерным для них принципом структурного объединения чётного числа тактов - двух, четырёх, восьми и т.д Особое значение в творчестве венских классиков приобретает восьмитактный период, распадающийся на два подобных четырёхтактных предложения (последние в свою очередь подразделяются на двутакты).
В отличие от полифонического изложения фактура раннего классицизма характеризуется заметно выраженной дифференциацией партий отдельных рук.
Мелодия.
Представители В. к. ш. пришли к новому пониманию мелодии, её функций и возможностей. Именно с этим периодом связано утверждение музыкальной темы не только как главного носителя образа и художественной выразительности. «Облик» темы с первых тактов определяет теперь «лицо» сочинения.
Тема в произведениях композиторов В. к. ш. чаще всего излагается в виде закруглённого периода. При всём лаконизме подобной структуры тема часто оказывается внутреннесложной, так как обычно состоит из ряда индивидуальных, противостоящих и уравновешивающих друг друга мотивов. Главным «зерном» развития порой оказывается не вся тема, но один из её мотивов. У Гайдна и Бетховена нередко целые части строятся на основе немногих мотивов, что, помимо прочего, обеспечивает единство и целостность сочинений. Моцарт с его мелодической изобретательностью обычно более "расточителен", однако он также оценил способ "мотивной" разработки, изучив его по сочинениям Гайдна, пионера в этой области.
Как правило, мелодия излагается в правой руке в диапазоне первой-второй октавы. Весьма типично построение мелодий по звукам аккордов, а также на основе мажорной и минорной гамм.
В партии правой руки сосредоточиваются также фигурации, которые используются наиболее часто в связующих и разработочных местах произведения. Часто в письме Гайдна и Моцарта встречаются мелодические фигурации в виде цепочки из форшлагов.
В числе важнейших музыкальных истоков композиторов венской классической школы – народная и бытовая, «городская» музыка Вены. Население Австрии было многонациональным - в его состав, помимо австрийцев и немцев, входили также чехи, венгры, словенцы, обладавшие своей самобытной народной музыкальной культурой. В Вене встречались музыканты всех этих национальностей. Композиторы В.к.ш. впитывали элементы их искусства, которые, так или иначе, проявлялись в их творчестве. Наиболее непосредственно народные мелодии претворил в своих сочинениях Гайдн.
Моцарт реже прибегал к использованию подлинных народных мелодий, однако глубоко усвоил их характер и дух. Многие из созданных им оригинальных тем близки к образцам народной немецкой и австрийской песенности.
Большой интерес к народной песенности проявлял Бетховен. Им были осуществлены многочисленные обработки песен различных национальностей.
Творчество композиторов В. к. ш. было тесно связано и с венской бытовой музыкой. Об этом свидетельствуют созданные Гайдном и Моцартом дивертисменты, серенады, написанные Бетховеном марши, танцы.
