- •Спецкурс "Актуальные вопросы психологии внимания". Тема 5. Опыт потока р. Т. Херлберт
- •[Выборочное исследование внутреннего опыта]1
- •Студент-первокурсник университета4
- •Мысленные Образы
- •Словесное Воображение
- •Бессловесная Речь или Безóбразное Видение
- •Вклад Особого Внимания
- •Чувства
- •Обсуждение
- •Комментарий к временному прекращению прений вокруг самонаблюдения: интроспектирующие испытуемые согласованно говорили о "безобразной мысли"7
- •Тождество феноменов Несимволизируемого Мышления и безобразной мысли
- •Безобразная мысль как причина ниспровержения самонаблюдения
- •Данные самонаблюдения безобразной мысли фактически были согласованными
- •Феномен безобразной мысли подтверждается результатами нашего исследования
Безобразная мысль как причина ниспровержения самонаблюдения
Несмотря на то, что на раннем этапе психологии самонаблюдение играло ведущую роль, историки психологии не уделяют ему того внимания, которого оно заслуживает17. В настоящее время, если не подавляющая, то большая часть психологов либо категорически отказывается от самонаблюдения, либо относится к таким методам крайне подозрительно, считая их малопригодными и/или ненадежными18. Термин "самонаблюдение" отсутствует даже в предметных указателях большинства современных учебников вводных курсов психологии. Там же, где он упоминается, о самонаблюдении говорят мимоходом в связи с историческим значением исследований Вильгельма Вундта19 и истоками современной экспериментальной психологии.
К тому же, о самонаблюдении ничего не говорят в большинстве современных текстов, посвященных методам психологического исследования. Если же о нем и заходит речь, то только в плане критики. Например, Вуд приходит к выводу, что "в психологии самонаблюдение находило широкое применение, но со временем многие психологи увидели ограничения этого подхода. ... Полагаясь на свои ... самонаблюдения мы скорее и чаще всего придем к целому ряду ошибочных заключений20.
Наиболее распространенное объяснение игнорирования или критики самонаблюдения состоит в подчеркивании большинством историков психологии того, что в разных лабораториях интроспекционистов эпохи самонаблюдения начала двадцатого столетия получались разные результаты даже при сходных экспериментальных условиях21. Это противоречие выступило на первый план главным образом потому, что с 1900 по 1925 год интроспекционистам не удалось прийти к единому мнению относительно существования безобразной мысли. Господствующим в то время учением, лежащим в основе объяснения функционирования психики, был сенсуализм22, утверждающий, что любой "опыт имеет элементарное ядро и значение, обеспечиваемое контекстом"23. У восприятий ядра сенсорные, а у идей — образные. Контекст может быть сенсорным (как при кинестетическом ударении ритма) или воображаемым (как в случае припоминания имени знакомого лица). Благодаря ассоциативному контексту любой опыт приобретает значение"24. Для нас важно положение сенсуализма о так называемом "образном ядре" идеи. Согласно сенсуалистам, существенной особенностью, то есть подлинной сердцевиной любой идеи является определенный образ. Поэтому, согласно сенсуалистам, невозможно иметь идею без образа в ее ядре. Это могут быть образы зрительные, кинестетические, слуховые и так далее, но главное совершенно ясно: нет образа, — нет идеи. Данное положение сенсуалистов появилось в результате длительной традиции, простирающей свои корни, по меньшей мере, к Аристотелю25. В начале двадцатого века его придерживались такие психологи-исследователи как Титченер26, Багли, Окабе, Кларк, Бук, Джейкобсон, Толмен27, Мартин и другие.
Как мы отметили в двух вышеприведенных примерах, исследователи, использующие методики самонаблюдения обнаружили, что испытуемые иногда сообщают о том, что значение, осведомленность, знание, понимание, признание и так далее происходят без сознательных образов. Наблюдения такого рода привели к тому, что некоторые исследователи отказались от положения "нет образа — нет идеи" и вопреки этому предположили, что какое-то мышление может происходить без образных ядер; иначе говоря, они выдвинули гипотезу существования "безобразной мысли". Сторонниками этой гипотезы стали исследователи Вюрцбургской школы (Кюльпе28, Майер, Орт, Марбе, Ах29, Уатт, Мессер и Мур), а также Бине30, Вудвортс31, Беттс, Эйвелинг и другие. В ответе на вопрос существует или не существует безобразная мысль между ними и сенсуалистами пролегла линия фронта.
В течение примерно двадцати лет в том и другом лагере проводились интроспективные исследования с целью подтверждения или опровержения существования безобразной мысли. В итоге ни сенсуалисты, ни сторонники существования безобразной мысли не смогли убедить своих противников, и тупик, в который они зашли, стали принимать за свидетельство бессилия самонаблюдения. Если с помощью интроспекции не удается решить столь фундаментальную проблему в течение столь продолжительного исследования, то не отвечающим требованиям следует считать сам метод самонаблюдения и поэтому от него надо отказаться.
В нашем кратком очерке представлены типичные моменты большинства объяснений ниспровержения самонаблюдения. Например, Мук делает вывод: "Разные исследователи пришли [по данному вопросу] к противоположным заключениям ... Можем ли мы думать без образов? ... Подходящего способа, чтобы выяснить это, по-видимому, не существует"32. Мисяк и Секстон подводят итог следующим образом: "Результаты, опирающиеся на данные самонаблюдения, собранные в разных лабораториях, противоречили друг другу иногда даже при одинаковых экспериментальных условиях."33 Таким образом на самонаблюдении ставят клеймо ненадежности и бесплодия для науки.34
Фактически, большинство психологов до сих пор придерживается общей идеи, что поскольку ранним интроспекционистам не удалось прийти к единому мнению, методы самонаблюдения ненадежны и их следует сторониться.
