Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Херлберт_2013.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
316.93 Кб
Скачать

Словесное Воображение

Среди 53 выборок внутреннего опыта, собранных Джейсоном за весь период исследования, 12 выборок попали в категорию, названную нами Словесным Воображением (Verbal Thought). Переживание этой умственной деятельности происходило у Джейсона в двух формах. Во-первых, Внутреннее Слышание двух различных голосов: "аудиторного" и "преподавателя". Во-вторых, Внутренняя речь своим голосом. Каждый из этих голосов переживался как отдельный и отличающийся от двух других. Как следует из сообщений Джейсона, в любой из полученных выборок опыта он никогда не переживал более чем один из этих голосов. Интересно, что Джейсон за весь период исследования также ни разу не сообщил о случае, в котором зрительные Образы появлялись бы одновременно с Внутренним Слышанием или с Внутренней Речью.

Внутреннее слышание. Первым был описан "аудиторный" голос. Джейсон переживал Внутреннее слышание этого бестелесного мужского голоса как низкого, звучного и ясного, как если бы этим голосом читалось правительственное сообщение. Голос был "одиноким", как бы раздающимся в пустом пространстве, что придавало ему качество речи, произносимой в аудитории. Джейсон переживал этот голос как от него независимый, то есть слова, произносимые этим голосом, не говорились им, а ему "слышались". Голос был беспристрастно публичным, то есть таким, как будто он озвучивал слова, адресованные людям вообще, а не кому-то в частности. Джейсон сравнил его с голосом, которым передают объявления по системе городского вещания, рассчитанной на то, чтобы данное сообщение услышал каждый из множества людей, находящихся на улицах. (Разумеется, Джейсон знал, что хотя этот голос, как кажется, говорит для всех и для каждого, слышать его может только он). Этот голос не принадлежал кому-либо из его знакомых или родных, и воспринимался Джейсоном внутри, в центре его головы.

Аудиторный голос мог быть сильным, изменяющимся по интонации. Так, Джейсон, просматривая юмористическую страницу газеты, услышал восклицание: "Какой глупый комикс!", произнесенное этим голосом с интонацией полного презрения (выборка № 2). В других выборках голос был спокойным и деловитым по интонации, как в том случае, когда этим голосом был задан вопрос: "Что сегодня вечером идет по телевизору?" (выборка № 5). В другом примере в аудиторном голосе явно присутствовала интонация раздражения: "Чёрт, это арахисовое масло такое густое, что не размажешь" (выборка № 8), хотя Джейсон утверждал, что у него самого, когда он слышал эти слова, никакого Переживания раздражения не было. Наконец, однажды Джейсон слышал как аудиторный голос сказал: "Чёрт, я засыпаю" (выборка № 31). Хотя эти слова говорились от первого лица, Джейсон не воспринимал их как адресованные только ему. Наоборот, у данного высказывания были те же характеристики силы, власти и беспристрастности, что и у обращений к множеству людей по системе городского вещания. Итак, во всех вышеприведенных примерах, несмотря на тот факт, что произносимое сообщение могло быть уместным только для Джейсона, этот голос воспринимался как беспристрастный, то есть как обращенный ко всем и к любому, кто может его слышать.

Среди выборок, в которых Джейсон слышал аудиторный голос, была одна, в которой качество беспристрастности этого голоса отсутствовало. В этой выборке, он услышал эмоционально заданный вопрос относительно эпизода фильма, который Джейсон смотрел в это время по телевизору: "Питер пошел, чтобы получить пулю?" (выборка № 14). Джейсон сообщил, что этот вопрос был задан аудиторным голосом, но в этом случае он был адресован только ему, Джейсону, а не какому-то неопределенному "любому". Для Джейсона это было важным отличием, и хотя он не мог объяснить в точности какие вокальные характеристики образуют это отличие, его специфика обнаруживалась столь же ясно, как и особенности публичного заявления или личного разговора.

Второй "голос" Внутреннего Слышания появился у Джейсона в конце периода сбора данных и был схвачен только в одной выборке. В момент получения сигнала Джейсон занимался домашним заданием по английскому языку и слышал слова: "Преподаватель подобен садовнику" (выборка № 46). Мы не отнесли этот феномен к Внутренней Речи, поскольку Джейсон слышал этот голос, и у него не было чувства, что услышанное является результатом его собственной активности. Это был приятный мужской голос, произнесший слова, прочитанные Джейсоном незадолго до этого. Этот мужской голос не принадлежал кому-то из знакомых Джейсона, не был его собственным голосом и голосом, который прежде он распознавал как "аудиторный". Казалось, что он обращен к группе людей и, вместе с тем, к каждому из этой группы в отдельности. Слышание этого "голоса преподавателя" Джейсон сравнил с опытом семинарского занятия, когда преподаватель общается с группой в целом и в то же время с каждым студентом индивидуально. Таким образом, голос преподавателя отличался от аудиторного двумя важными особенностями. Во-первых, Джейсон переживал тон и качество самого голоса как несомненно разные и, во-вторых, в "голосе преподавателя" чувствовалось личное обращение только к Джейсону и, вместе с тем к Джейсону, как члену какой-то формальной группы.

Внутренняя речь. Вторую форму словесного воображения, которую Джейсон описал как высказывание самому себе, происходящее "внутри его головы" без каких либо звуков и движений, мы назвали Внутренней Речью. В этих случаях он и "говорил" и слышал свой внутренний голос несмотря на то, что его переживание было сосредоточено на активном высказывании, а не на слышании. Характеристики Внутренней Речи переживались как тождественные его действительной громкой речи, то есть у Внутренней Речи был тот же ритм, темп и модуляции, что и у внешней речи. Следовательно, в отличие от "аудиторного голоса" и "голоса преподавателя", при которых Джейсон воспринимал себя как слушателя, по большей части пассивного, словесное воображение этого типа переживалось в основном как его собственная активность. Кроме того, переживание "высказывания Джейсона" центрировалось где-то внутри его головы более рассеянным образом. Иначе говоря, Джейсон не воспринимал эти высказывания как изолированные или замкнутые в центре пустого окружающего пространства, как это было в случаях вышеописанного "аудиторного голоса".

Внутренняя речь произносилась и слышалась Джейсоном в широком диапазоне интонаций. Например, однажды в магазине сигнал застал Джейсона живо разговаривающим с самим собой с интонацией восхищения: "Эта девушка настоящая красавица!" (выборка № 3). В другой раз, когда Джейсон в спешке и нетерпении задержался у перехода через улицу, он подумал: "Я ненавижу сфетофоры!" (выборка № 40) с определенной интонацией (и Чувством) раздражения. В этих примерах, переживание Джейсона состояло в том, что он говорил с самим собой, и в его словах никогда не подразумевалось обращение к кому-то еще.

При обсуждении опытов словесного воображения Джейсона, мы ни разу не обнаружили какой-либо связи между содержанием данной мысли и "голосом", которым эта мысль безмолвно выражалась в словах. Например, во время просмотра телерекламы Джейсон сказал самому себе: "Это одна из самых абсурдных вещей, которые я когда-либо видел" (выборка № 50). Эти слова переживались как произнесенные его собственным голосом с мощной интонацией недоверия. По содержанию это высказывание сходно с Внутренним Слышанием слов " какой глупый комикс" (выборка № 2) в ранее описанном случае "аудиторного голоса". Следовательно, два сообщения, которые выглядят крайне сходными по содержанию, произносились и переживались абсолютно различным образом. Быть может, при условии более продолжительного сбора данных, какая-то избирательная структура (selective pattern), лежащая в основе различных переживаний словесного воображения Джейсона, стала бы проясняться. Пока же, мы можем только отметить, что словесное воображение Джейсона воспринималось им в виде ряда "голосов", которые не были связаны с предметом самого воображения очевидным образом.