- •Глава 1
- •2 Маркс /(., Энгельс. Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 208.
- •8 Маркс к., Энгельс ф. Соч. 2-е изд. Г. 4. С. 424.
- •10 См.: Маркс к-, Энгельс ф. Соч. 2-е изД. Т. 40. С. 320—330.
- •17 Маркс к., Энгельс ф. Соч. 2-е изд. Т 8 с 145.
- •20 Маркс к-, Энгельс ф. Соч. 2-е изд. Т. 8. С. 123.
- •26 Ленин в. И. Поли. Собр. Соч. Т. 1. С. 139.
- •2 9 Маркс к., Энгельс ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 28.
- •30 Маркс к., Энгельс ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 425. . 31 Архив Маркса и Энгельса. Т. X. С. 390.
2 Маркс /(., Энгельс. Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 208.
К. Маркс
исторического процесса, выдвигался вопрос о его закономерностях.
Попытки подвести под историографию материалистическую основу отразились в трудах французских и английских либеральных историков, показавших развитие классовой борьбы в эпоху феодализма и буржуазных революций и попытавшихся впервые написать историю гражданского общества, торговли и промышленности. «Если материалистическое понимание истории открыл Маркс,— писал Ф. Энгельс,— то Тьерри, Минье, Гизо, все английские историки до 1850 г. служат доказательством того, что дело шло к этому... время для этого созрело и это открытие должно было быть сделано» 3.
Однако теории, послужившие источниками научного коммунизма, сами по себе содержали лишь очень важные элементы общественной науки, подходы к ней. Классическая немецкая философия рассматривала внутреннюю связь в исторических событиях как стремление истории к осуществлению некоей мистической идеи. Она подменяла диалектику исторического процесса диалектической игрой понятий, для которой история должна была служить лишь проверкой логической конструкции. Классическая буржуазная политическая экономия объявляла капиталистический способ производства внеисторическим, соответствующим природе человека, веч-
3 Маркс Л'., Энгельс Ф. Соч. 2-е ИЗД. Т. 39. С. 176.
203
Ф. Энгельс
ным и затушевывала самые глубокие его противоречия. Сен-Симон, Фурье, Оуэн и их ученики, хотя и признавали важнейшее значение производства в истории общества, все же объясняли ход истории в конечном счете изменениями в философских и научных воззрениях либо в религии и нравственных принципах человечества.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс восприняли и осуществили переработку передовых философских, экономических и исторических теорий и их синтез на подлинно научной основе. Их теория представляла «...высшее развитие всей исторической и экономической, и философской науки Европы» 4, она дала ответы на важнейшие вопросы, поставленные общественной мыслью. Был сделан значительный шаг вперед в области социального познания. Маркс и Энгельс раскрыли действительные мотивы человеческой деятельности, выделив производственные отношения людей как основные и первоначальные. Подобный материалистический подход означал Победу того взгляда на ход всемирной истории, который находит конечную причину и решающую движущую силу важных исторических событий в экономическом развитии общества, в изменениях способа производства и обмена и вытекающих отсюда изменениях экономических отношений людей.
Признание того, что материальная
основа общества составляет «...как бы скелет его организации» 5 и является основой изменения социальных отношений и сознания людей, открывало возможность ввести в историческую науку объективный общенаучный критерий. В развитии всех стран и народов, при всем огромном разнообразии составляющих их историю событий, политических порядков, воззрений и верований, марксизм нашел однородные крупные отличительные черты, соответствующие исторически определенному способу производства. Такие общие характерные черты, выражающие нормальное и типичное в производственных отношениях общества, находящегося на определенной ступени исторического развития, Маркс и Энгельс выразили понятием общественно-экономической формации. Учение об общественно-экономических формациях дало возможность рассмотреть всемирную историю как естественноисторический процесс восхождения человечества по ступеням развития от низших форм к высшим. В самом общем виде главные ступени развития человечества определялись как первобытнообщинный строй, группа формаций, основанных на эксплуатации чужого труда, и высшая форма человеческого общества — коммунистическая общественно-экономическая формация, бесклассовое общество, с которого собственно и начнется подлинная история человечества. Опираясь на доступный им материал, Маркс и Энгельс определили рабовладельческую, феодальную и капиталистическую формации, как основные общественно-экономические формации эксплуататорского типа.
Маркс и Энгельс показали, что каждая формация имеет свои специфические исторические закономерности, свои законы возникновения, развития и гибели. Общей же чертой является то, что переход от низшей формации к более высокой и сложной неизбежен в силу развития в недрах всякой антагонистической формации неразрешимых противоречий, ведущих к ее гибе-1 ли й одновременно создающих предпосылки для возникновения более прогрессивного общественного строя, который окон-
чательно побеждает предшествующую формацию более высокой производительностью общественного труда. Конкретизируя эту общую схему развития человечества, Маркс и Энгельс видели, что в определенных условиях отдельные народы могут миновать отдельные этапы этого развития (рабовладение, феодализм, капитализм).
Формирование законов историчес-'кого развития дало марксизму возможность противопоставить пониманию прогресса как гладкого, однолинейного, фатально поступательного хода истории новую научную концепцию исторического прогресса. Эта концепция охватывала противоречивость процесса развития общества и раскрывала его диалектику — развитие скачкообразное, с перерывом постепенности, развитие зигзагами, как бы по спирали, с возможностью временных и даже значительных регрессов, но с конечной неизбежной победой поступательного хода истории. В этом сочетании эволюционного и революционного развития Маркс и Энгельс прежде всего уделяли внимание именно революционному моменту, его закономерности.
Признание определяющего значения производственной деятельности, являющейся фундаментом жизни общества, впервые раскрыло роль народных масс как решающей силы исторического процесса. Маркс и Энгельс научно объяснили происхождение общественных классов и исторические рамки их существования. Появление классов они связали с возникновением общественного разделения труда и частной собственности на средства производства. На этой почве всякая борьба в истории в действительности — выражение классовых интересов, их противоречий и борьбы, которая так или иначе пронизывает собой все сферы жизни общества — экономическую, политическую и идеологическую. По словам Энгельса, это было великим научным открытием, имевшим для истории такое же значение, как закон превращения энергии в естествознании 6. Теория классовой борьбы Маркса и Энгельса существенно отличалась от тео-
рий буржуазных историков и экономистов своим пониманием борьбы классов как творческой силы истории всех антагонистических общественных формаций. Революционные перевороты, которые осуществляют всеобщее переустройство общества, уничтожают устаревшие производственные и общественные отношения и утверждают новые отношения, соответствующие характеру и уровню производительных сил общества, Маркс и Энгельс рассматривали как важнейшие события истории, отводя им роль ускорителей исторического прогресса — «локомотивов истории».
Маркс показал, что главной силой революционного преобразования капиталистического общества становится пролетариат — самый революционный класс в истории, который, в отличие от прежних революционных классов, не может освободить себя, не уничтожив самих основ эксплуатации человека человеком. Доказательство этого положения Маркс считал важным достижением своей теории классовой борьбы. В письме к И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. он писал: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства 2) что классовая борьба необходимо веде! к диктатуре пролетариата, 3) что эта дик татура сама составляет лишь перехо; к уничтожению всяких классов и к обще ству без классов» 7.
Таковы были главные идеи, характе ризующие материалистическое понимани! истории. С этим открытием были создан! совсем иные основы изучения истори ческого процесса. Сам процесс форми рования нового мировоззрения требова. прежде всего фокусирования внимания на выделении определяющих черт, характе ризующих закономерности общественног развития. В немалой степени это обуслов ливалось и бурной предреволюционно эпохой, когда формировался марксизм. Материалистическое понимание истс рии в первых произведениях зрелого мар* сизма. Материалистическое понимани истории было в своей основе разработан
204
4 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 25. С. 49.
5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12. С. 736.
6 См ■ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 259.
7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е из, Т. 28. С. 427.
205
Марксом и Энгельсом в «Немецкой идеологии» (1845—1846). С тех пор, как свидетельствовал Энгельс, Маркс не написал ничего, в чем бы эта теория не играла роли. Эту характеристику можно полностью распространить и на труды самого Энгельса.
В историографическом плане можно выделить некоторые важные вехи, знаменовавшие дальнейший ход разработки Марксом и Энгельсом материалистических исторических воззрений. Такими вехами прежде всего были «Нищета философии» (1847) К. Маркса и «Манифест Коммунистической партии» (1848) К. Маркса и Ф. Энгельса. В этих произведениях основные положения их теории исторического процесса впервые были опубликованы. В этот же период Маркс и Энгельс приступили к изучению истории рабочего класса и рабочего движения. Ф. Энгельс в работе «Положение рабочего класса в Англии» (1845) на материалах истории Англии с середины XVIII в. проследил процесс формирования английского пролетариата в класс и его борьбу, определявшую развитие его классового сознания. Энгельс выделил основные «фазисы возмущения рабочих против буржуазии»: борьба рабочих против введения машин, перераставшая в первые локальные рабочие восстания; создание рабочих коалиций и профессиональных союзов, развитие стачечной борьбы и наконец — политическая борьба пролетариата против буржуазии, борьба за «социальную демократию» и завоевание власти. Связывая этот фазис и его типичные черты с чартистским движением в Англии, Энгельс анализировал исторический опыт последнего, его сильные и слабые стороны.
Такая схема периодизации истории рабочего движения, основанная на данных страны наиболее «чистого» развития капитализма, нуждалась, естественно, в конкретизации и дополнениях, вытекавших из опыта рабочего движения и особенностей капиталистического развития других стран. В «Немецкой идеологии» рамки анализа истории рабочего движения заметно раздвигались. В этой работе гораздо полнее исследовался мануфактурный период развития капитализма и мануфактурный пролетариат, шире и сложнее выглядела 206
связь уровня рабочего движения с развитием крупной промышленности и всемирного рынка.
Еще далее продвинулись Маркс и Энгельс в работах и статьях 1846—1847 гг., посвященных тогдашнему английскому, французскому и немецкому рабочему движению, в которых достигло зрелости их понимание законов развития классовой борьбы пролетариата. Оно впитало в себя опыт усиливавшегося рабочего движения и растущий практический- опыт революционной деятельности самих основоположников научного коммунизма, связанный с созданием Союза коммунистов.
В «Нищете философии» Маркс дополнил рядом характеристик схему Энгельса, обратив особое внимание на роль классового сознания в конституировании пролетариата как класса, в превращении его в «класс для себя».
Наибольшей силы-исторического обобщения Маркс и Энгельс достигли в «Манифесте Коммунистической партии», содержавшем цельное и стройное изложение революционного мировоззрения пролетариата. «Манифест Коммунистической партии» подвел итоги разработки Марксом и Энгельсом основных идей материалистического понимания истории за предшествующий период. Через весь этот документ красной нитью проходила мысль о том, что со времени разложения первобытной общины вся история человечества была историей классовой борьбы между эксплуатируемыми и эксплуататорами. Было четко сформулировано важнейшее положение: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов» 8.
В «Манифесте Коммунистической партии» теория исторического материализма была применена ко всей новой истории. «Манифест» раскрывал, как на определенной ступени развития производительных сил в недрах феодализма возникают буржуазные отношения и сама буржуазия, показывал революционное прошлое буржуазии, ее исторически прогрессивную роль в средние века. Маркс и Энгельс прослеживали процесс политического воз-
