- •Глава 1
- •2 Маркс /(., Энгельс. Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 208.
- •8 Маркс к., Энгельс ф. Соч. 2-е изд. Г. 4. С. 424.
- •10 См.: Маркс к-, Энгельс ф. Соч. 2-е изД. Т. 40. С. 320—330.
- •17 Маркс к., Энгельс ф. Соч. 2-е изд. Т 8 с 145.
- •20 Маркс к-, Энгельс ф. Соч. 2-е изд. Т. 8. С. 123.
- •26 Ленин в. И. Поли. Собр. Соч. Т. 1. С. 139.
- •2 9 Маркс к., Энгельс ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 28.
- •30 Маркс к., Энгельс ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 425. . 31 Архив Маркса и Энгельса. Т. X. С. 390.
Материалистическое
понимание истории. Исторические
взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса =1Глава 1
1 Публикуемая глава была написана видным советским историком Н. Е. Застенкером, специалистом в области истории социалистической мысли вообще, истории марксизма в. шстности, в 1966 г. В то время это была нова-■орская работа, обобщавшая немногое, что >ыло сделано в этой области, и основанная на ■лубоком анализе всего, что давало новое, 2-е одание Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. Естественно, с тех пор появилось немало исследований как фундаментального характера [Карл Маркс. Биография. 3-е изд. М., 1989; Рридрих Энгельс. Биография. 2-е изд. М., 1977; Маркс — историк. К 150-летию со дня рождения Карла Маркса. М., 1968; Энгельс — теоре-ик. М., 1970; ГольманЛ. И, Энгельс — историк. М, 1983; Марксизм и Парижская Коммуна. М„ 1973; и др.), так и отдельных статей по тем ли иным аспектам темы; осуществлен ряд но-ых публикаций документов: вышло уже более ) томов нового полного собрания Сочинений Маркса и Энгельса на языках оригинала (МЭГА). Тем не менее работа Н. Е. Застенкера как обобщающий труд не утратила своего зна-чежия и сегодня. Поэтому, указывая на новые труды, мы ограничились некоторыми измене-]ямм в тексте главы.
Карл Маркс (1818—1883) и Фридрих Энгельс (1820—1895).
С конца XVIII в. революционные потрясения и стремительные перемены в судьбах стран и народов приковывали внимание общественной мысли к задаче объяснения исторических событий, к необходимости постигнуть их движущие пружины. Направления исследований и борьба мнений в историографии первых десятилетий XIX в. фактически определялись этими вопросами, которые сводились в конце концов к проблеме закономерности исторического процесса. Идее закономерности прокладывала путь прежде всего классовая борьба внутри развивавшегося капиталистического общества — борьба буржуазии и ее идеологов против феодализма и дворянской реакции и в еще большей степени классовая борьба пролетариата и трудящихся масс против самой буржуазии.
Однако осмысление на новом уровне проблем закономерностей исторического развития требовало существенных изменений в сферах философии и политической экономии. Сами эти области человеческих знаний к моменту возникновения марксизма выдвинули ряд кардинальных проблем, проявившихся прежде всего в осмыслении общественных отношений, их природы, взаимосвязей и законов развития.
С самого начала марксизм создавался и развивался в единстве всех своих составных частей, причем научный поиск его основоположников был в первую очередь направлен на выяснение закономерностей исторического развития общества.
Возникновение нового понимания истории было подготовлено развитием наук о природе и обществе.
Большие успехи естествознания в XVIII и первой половине XIX в. утверждали идею закономерности развития природы и тем самым настойчиво выдвигали мысль
о существовании закономерности и в развитии общества. В то же время возникали философские, экономические и исторические учения, подготовлявшие открытие этой закономерности. Такими учениями были немецкая классическая философия, английская классическая политическая экономия и французский утопический социализм.
Теоретические источники марксизма способствовали подготовке поворота в объяснении исторического процесса. Каждый из них привлекал по-своему внимание к той области социальных явлений, которой пренебрегала старая историография, упоминавшая «...производство и все экономические отношения... лишь между прочим, как второстепенные элементы „истории культуры"» 2.
Классическая немецкая философия дала предпосылки для возникновения материалистического взгляда на историю. В особенности велика здесь роль диалектической философии Гегеля, которая была пронизана историзмом и обращала особое внимание на «гражданское общество» как царство экономических отношений, приближаясь к пониманию важнейшего значения в жизни общества,труда человека по овладению природой.
Классическая буржуазная политическая экономия своей трудовой теорией стоимости непосредственно направляла общественную мысль на понимание производственной деятельности людей как основы жизни общества.
Системы великих социалистов-утопистов (Сен-Симона, Фурье, Оуэна), при всем многообразии их умозрительных построений, сходились на признании важнейшего значения в судьбах человечества уровня развития производства. Еще большее место стали занимать экономические категории и проблемы у приверженцев Сен-Симона, Фурье и Оуэна и в учениях утопического социализма и утопического коммунизма 30—40-х годов. Таким образом, в разных аспектах и с разных сторон в общественную науку проникали плодотворные мысли о материальных основах
