3.Суфизм как религиозная концепция
Суфизм (тасаввуф) – сложная система религиозных представлений, постепенно развившаяся из аскетизма и строгого следования заветам веры первых поколений мусульман. Самые ранние упоминания о суфиях приводят нас, с одной стороны, в христианскую Хиру на Евфрате и построенную рядом с нею арабами Куфу, с другой – в буддийский Балх. В Хире еще в IX в. была община подвижников из числа арабов-христиан, которые называли себя рабами Бога. Суфизм основывается на сокровенном знании, благодаря которому верующий получает возможность самосовершенствоваться и приобретает опыт борьбы с мирскими соблазнами. В основе суфийского учения заложено стремление к постижению тайн веры, а целью суфийских практик стало мгновенное озарение, которого человек способен достичь с помощью определенных духовных упражнений, приводящих в такое состояние, когда в сознании мистика уже нет разделения на добро и зло, истину и ложь, веру и неверие.
Основываясь на Коране, мусульмане реализуют свою религию в трех степенях. Первую степень составляет исполнение шариата, вторую, более высокую – следование тарикату, и наконец, третью, высшую степень – хакикат 6.
Первый этап мистического пути, шариат, имеет сугубо практическое значение и является «прологом тариката», подготовкой к нему. Шариат – это полный свод мусульманских законов, в том виде, как они изложены в Коране. К нормам шариата, освещающим с точки зрения ислама как светские, так и религиозные проблемы, восходит мусульманская этика. Сначала главным в шариате был религиозный элемент, «чисто юридическая точка зрения была введена впоследствии». Суфию прежде всего необходимо глубокое знание шариата, ибо его соблюдение означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, ведущей мусульманина в рай. Знание и соблюдение шариата – необходимая ступень для перехода мусульманина к непосредственному постижению Аллаха. Эта стадия требует от суфия строжайшего следования всем предписаниям Корана, благочестивой жизни, уважения всех догм ислама (все это обязательно для всех мусульман, но суфию полагается куда более ревностно относиться к выполнению этих требований). Шариат обязателен для суфиев всех орденов. Шариат не только регулирует внешнее поведение верующего, но и является основой фикха – мусульманского правоведения, занятого определением конкретных правил поведения.
Шариат как комплекс религиозно-правовых норм, регулирующих поведение человека в обществе и перед Богом, на Северном Кавказе приобрел некоторые местные особенности. Он включил в себя частично и адатные нормы (нормы обычного права). Ислам в этом плане сыграл прогрессивную роль для народов Северного Кавказа, подняв их правовое создание на качественно более высокий уровень по сравнению с традиционным, господствовавшим ранее правом, ограниченным отдельными общинами7. Истинный мусульманин обязан исполнять шариат; две следующие степени заключают в себе слишком трудные правила, а потому признаются доступными только для желающих и избранных. Если правоверный, не довольствуясь исполнением шариата, глубоко уверует в величие Бога и в ничтожество земной жизни, искренно пожелает духовно усовершенствоваться и приблизиться к жизни Пророка, то он может приступить к исполнению тариката и даже достигнуть хакиката.
Согласно учению мюридизма, распространившемуся на Кавказе в первой половине XIX в., для «всей массы народа» требуется руководство наставников и строжайшее проведение норм шариата. Горцам Северного Кавказа наставники-суфии предлагали «излечение» с целью возвращения в «истинный» ислам при полном соблюдении шариата [. Шариатское движение здесь получило мощную поддержку со стороны суфизма, обмирщенные идеи которого обрели небывалую популярность8. Суфизм сыграл большую роль в исламизации региона, где порой служил «формой бытования ислама».
Иногда шариат ошибочно отождествляют с мусульманским правом. В действительности же шариат охватывает более широкий круг вопросов. В нем сведены в единую систему законы, регулирующие хозяйственную жизнь, нормы морали, мусульманские обряды, праздники и многое другое, определяющее поведение верующих и порядок жизни всей мусульманской общины . По словам В. Дегоева, шариат – наиболее понятная и не слишком взыскательная часть суфизма, которая предназначалась для широких масс, остальное – для избранных. Новая доктрина привлекала своим универсализмом: она задавала одновременно социально-правовые нормы, идеологию, образ жизни, философию и этику. Суфизм не был воинственным, уповал скорее на силу авторитета. Он не создавал зримого образа врага и не содержал идеи газавата, по крайней мере – в явном виде9.
Первой ступени совершенствования, на уровне шариата, соответствует состояние насут (человечества), соотносимое с «телом», «землей», «ночью», «кораблем» и т.д. Для «более глубоких умов», «способных и испытывающих потребность» в более близких отношениях с божеством, существует «путь к совершенству», а именно тарикат. При исполнении тариката глубокий ум отрешаются от чувственного внешнего мира, сознание поднимается до «духовного и внутреннего поклонения Богу».
Термин «тарикат» появляется уже в IX в., и первоначально обозначает различные морально-психологические методы, при помощи которых человек, стремящийся к самосовершенствованию, может достичь этой цели кратчайшим путем. Религиозное вдохновение дает мусульманину уверенность, что Бог пребывает очень близко и поддерживает связь с ним. Тарика есть направление духовного развития личности, жизненный принцип, указующий верующему, как делать что-либо. Это путь, по которому идет путешественник, где путь и есть сам человек в мистическим смысле.
Тарикат следует изучать, подражая жизни Пророка и его деяниям. Хакикат же заключается в стремлении пережить религиозные видения Пророка, составляющие в глазах мусульман высшую степень духовного совершенства. Также можно сказать, что шариат – это слова, тарикат – дела, а хакикат – качества Пророка . Согласно исламским представлениям, закончив свой жизненный путь, верующий должен пройти над адской бездной по тонкому, как волос, мосту. По учению суфиев, мистический путь (тарика) разделяется на стадии («стоянки», макамат).
Тарикат требует признания непогрешимости Корана и всех указанных в нем норм поведения, то есть полного отрешения от всего, что выходит за рамки ислама. Вставший на этот путь носит название дервиша – человека, оставившего все людские дела и предавшегося глубокому размышлению о Боге, ищущего истину. Такого человека также называют факир – бедный, нуждающийся в Боге (у арабов это бедный человек вообще). Тарикат предполагает состояние полной покорности Богу – рида. Рида суфиев означает, что они абсолютно преданы Аллаху и, каким бы тяжким ударам судьбы ни подвергались, не вправе даже непроизвольно огорчаться. Мир с его радостями и горестями не существует для достигших рида. Когда достигается такая степень отрешенности от мира, тарикатский этап самосовершенствования считается пройденным. Тогда суфий становится способным достигать озарения и в одно мгновение вступать в область сокровенного. Тарикат, по мнению суфиев, многим никогда не будет доступен в силу грубости их душ, погрязших в плотских наслаждениях. Только избранным дано достигнуть следующей ступени – марифата (промежуточный этап между тарикатом и хакикатом), которая означает, что идущий по пути мистического самосовершенствования временами общается с Богом.
Марифат заключается в достижении верующим мудрости, позволяющей понять сокровенную сущность вещей . На стадии марифата человек познает сердцем единство мироздания, заключенное в Боге, призрачность видимого мира, равенство всех религий, равенство добра и зла и, познав все это, получает право стать учителем у мюридов. На этапе хакиката происходит познание истины, растворение в ней. На этой стадии присутствует только одна истинная реальность – Бог. Когда суфий достигает такого состояния, он абсолютно свободен. Это выражается в исчезновении любых других интересов, кроме жажды божественной истины, в окончательном освобождении от рабства плоти, в самоотречении и потере своего «я», которое исчезает в Боге.
Суфий при этом может видеть некоторые из потусторонних тайн. Это состояние называется словом «фана». Фана – конечный пункт совершенствования суфия. За пределами фана есть еще бака – состояние, в котором происходит приобщение души суфия к Богу и к бессмертию. Достижение высшей ступени, хакикат, невозможно без духовных упражнений, приводящих мистика в такое состояние, когда он становится свидетелем множества чудес. Он при этом приходит в полное изнеможение и впадает в состояние экстаза, которое носит у мистиков-суфиев название «хал»10.
Суфизм ставит своей задачей заполнить пустоту между божественной сущностью и земной реальностью, возникшую после смерти Пророка. Как приверженец мистико-аскетического учения суфий стремится к достижению истинного знания о бытии и потустороннем мире с помощью сверхчувственного, интуитивного анализа личного мистического опыта общения человека с божеством. Концепция сверхчувственного познания – центральная идея суфизма, отличающая его от других богословских течений и школ в исламе . Мистицизм в исламе, хотя и возникает на арабской почве, синтезирует в себе философские и религиозные влияния Запада и Востока, переработанные применительно к мусульманской религии. Поэтому, хотя идеи мистицизма исходно и противоречили ортодоксальному исламу, они стали основой одного из толков мусульманской религии.
Суфии-мистики понимали субстанциальное единство мира идеалистически. Не материя является основой мира, а чистый дух, божество, которое есть основа всех вещей. Но их понимание единства мира было менее консервативным, чем взгляды ортодоксального ислама. Сотворенное бытие, согласно учению суфиев, распадается на пять ступеней. Первая ступень – божественная сущность, которая в своей основе абсолютно таинственна. Вторая и третья ступени – ангелический мир, мир индивидуализации, состоящий из духов, и мир индивидуализации, состоящий из душ. Четвертая ступень – мир идей-образов, которые обладают очертаниями и «телами», но не материальны. Пятая ступень – чувственный видимый мир, мир материальных тел. Все эти пять ступеней божественного бытия не изолированы друг от друга, как в Коране, где мир отделен от Бога, а вмещают одна другую.
Согласно концепции «вахдат ал-вуджуд» (единства бытия), Бог мыслится как абсолютное бытие, не имеющее иного источника, кроме самого себя... Бог одновременного трансцендентен и имманентен по отношению к миру явлений, который не существует сам по себе. Способ познания Бога в суфизме, естественно, отличается от познания, опирающегося на человеческий разум. Главный орган познания у суфиев не разум, а сердце; процесс познания сродни опьянению, которое ведет к экстазу, безумству. Отрицая возможность познания Бога рациональными средствами, суфии значительное внимание уделяют мистический интуиции, проявляющейся в форме озарения, экстаза. Мистическая интуиция достигается путем особых танцев (зикр) или многократного повторения религиозных изречений. Каждая из «стоянок» на пути, ведущем к Богу, выражает одну из степеней совершенства суфия .
В традиции Накшбандия обучение включает в себя пять дисциплин, из которых только две имеют отношение к Богу, а три касаются отношений учителя с учеником. Памятованию о Боге все мистические школы ислама придают первостепенное значение; для Накшбандия характерно то, что пребывание сердца с Богом осмысляется как итог изучения всех дисциплин. Отношения с учителем подразумевают пристальное внимание, направленное на наставника-шейха, сосредоточенность на нем, причем подразумевается ответное внимание учителя к ученикам. Богословы-мистики выработали целую систему постепенного приближения верующего к Богу, причём воспитание под руководством учителя рассматривается как исходная ступень. Трудности на этом пути восхождения вознаграждаются достижением истины, хотя конечная цель и не сводится к познанию. Суфизм вобрал в себя различные идеи, теории, взгляды и представления, причем они варьировали в зависимости от страны. В разные периоды преобладало влияние тех или иных идейных источников. Ни аскетизм, ни мистицизм в готовом виде не привносятся в ислам; вместе с тем мистицизм в исламе не мог бы возникнуть только на основе Корана или хадисов, без сторонних влияний, таких как восточно-христианское монашество, зороастризм, неоплатонизм, философия гностиков, буддизм и др. .
