Российский государственный институт сценических искусств
Эволюция и актёрское искусство мюзик-холла в Викторианскую эпоху (1830-е – 1900-е гг.)
Курсовая работа
в историческом семинаре
студентки II курса
театроведческого факультета
(очная форма)
Добычиной Я.Г.
Руководитель семинара:
В.Г. Максимов
Санкт-Петербург
2017
Введение
Англичане справедливо считаются одной из самых театральных наций на планете. Чрезвычайная увлечённость сценическим искусством жителями Туманного Альбиона достигает своего апогея в период с середины XIX по начало XX века, но это вовсе не означает, что все театральные жанры и их ответвления пользовались одинаковым успехом среди представителей различных сословий.
Мюзик-холл занимает в этой системе жанров отдельную нишу – он вне конкуренции. Уникальность этого жанра заключается в том, что с самого начала он был ориентирован на представителей рабочего класса. Но впоследствии его популярность настолько возросла, что так называемая «целевая аудитория» мюзик-холла включала в себя всех представителей викторианского общества, в том числе и отпрысков королевской крови. Как отмечает Елена Георгиевна Хайченко, «впервые получив право на высказывание, представители низов создали искусство, близкое и понятное разным общественным слоям»1.
В викторианскую и эдвардианскую эпоху мюзик-холл пользовался всенародной любовью, но чем объяснялась такая любовь?
Безусловно, моё исследование не может обойтись без такого важнейшего элемента театральной жизни как публика, её вкусы и предпочтения. Из покон веков главной целью похода человека в театр являлось желание развлечься, забыть о суете жизни, скуке и серости быта, желании также завести новые знакомства, возродить старые. К тому же люди, собираясь в отдельные компании, порой достигающие несколько десятков человек, нередко под воздействием алкоголя, подающегося в дешёвых заведениях, начинали активно взаимодействовать с актёрами, всячески поощряя или наоборот ругая их. Не секрет, что подобное живое участие зрителя в постановках раннего мюзик-холла являлось элементом жанровой условности (СНОСКА – Наталья Поваляева – Образ мюзик-холла в неовикторианском романе). Здесь стоит сказать не столько об особых причинах так называемой «театромании» англичан, сколько о её контексте, заключённом в самой эпохе.
В первую очередь стоит отметить, как и каким английский народ видел современный им театр. Перечитав самые значительные романы Чарльза Диккенса, мы заметим, насколько в Англии того времени значим мотив обыденности, стереотипов и манер поведения. Безусловно, такое явление общественной жизни не могло пройти мимо классика мировой литературы. И оно справедливо также по отношению к театру. Иными словами, простой люд, закованный в цепи быта и серой повседневности, мечтал хотя бы на один вечер сбросить с себя эти оковы и выйти за рамки собственного «я» (этим и объясняется тот факт, что подавляющее большинство актёров и актрис мюзик-холла вышли из беднейших слоёв общества, что ещё больше располагало их к тогдашней публике). Те же, кто не обладал талантом к лицедейству и музыке, просто приходили в театр ради того, чтобы понаблюдать за тем, как за эти рамки выходят другие. Это любопытство подогревалось фактом вынесения на сцену ранее табуированных и порицаемых в обществе форм поведения. И то, что в реальной жизни могло вызвать как минимум насмешку, а как максимум – поругание, в театральном зале же вызывало восторженные крики и овации. Таким образом, театр для англичан викторианской эпохи был не просто местом для развлечения, но и местом, где позволялось всё то, что осуждалось за его стенами.
Также стоит отметить, что популярность «низовому театру» обеспечивала ещё и возможность счастливого поворота судьбы. На подмостки мюзик-холла мог выйти как представитель простого рабочего класса, так и выходец из трущоб. Но это был не театральный аналог принципа «deus ex machina», в данном случае человек сам являлся хозяином своей судьбы, и благодаря удаче и упорству мог изменить свою жизнь к лучшему.
Особой популярностью у публики мюзик-холла пользовались артисты, исполнявшие роли лиц противоположного пола. Они становились настоящими звёздами, и к концу XIX столетия их число возросло настолько, что между ними началась настоящая конкуренция. Очевидно, что какое-то количество из них являлось представителями нетрадиционной сексуальной ориентации, однако, если за стенами театра это порицалось и подвергалось гонениям, то непосредственно в самом зрительном зале это вызывало восторг и восхищение. Карнавализация сферы сексуального на театральных подмостках воспринималась также естественно, как и во времена исполнения ряда ритуалов в календарные праздники1
Конечно, публика не могла не замечать, что процесс переодевания обеспечивает актёру максимальную свободу и раскрепощённость. Актёры получали авансом прощение за все вольности, происходившие на сцене. Что бы они не вытворяли на сцене – это делали не артисты, а их герои, их маски, стало быть, именно на них падает вся ответственность.
Таким образом, мюзик-холл представляет из себя огромный пласт культуры Англии XIX-XX столетий и включает в себя разнообразные жанровые особенности, особые условия жизни и служения театру актёров музыкальных представлений, а также особенности театральных зданий (экстерьера и интерьера) и психологии восприятия публики. Всё это я попытаюсь раскрыть в своём исследовании, опираясь на исторические факты и более ранние авторитетные исследования в этой несомненно захватывающей области.
