Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Поликашина Екатерина Владимировна .Диплом.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
142.5 Кб
Скачать

Раздел 2. Мировой опыт развития приграничной и

ПРИБРЕЖНОЙ ТОРГОВЛИ

2.1 Современные теоретические подходы к анализу эффектов приграничной торговли.

В центре внимания современной теории международной торговли находятся торговые барьеры и международное разделение труда, но не проблемы границ и экономического пространства. В рамках данной парадигмы факторы производства мобильны внутри страны и между экономическими отраслями и абсолютно немобильны в международном масштабе. Страны обладают фиксированным набором факторов производства, а торговля приводит к их мобилизации. При этом транспортные издержки отсутствуют как на национальном, так и на международном уровне, следовательно, каждая страна - это точка на географическом пространстве и границы (как и окраинные регионы и их торговля) не имеют значения.

В литературе предпринимаются попытки более детального анализа. В одной из работ были соединены элементы экономики города и теории международной торговли. Автор предположил, что объемы торговли внутри и между странами определяются межрегиональными и международными транспортными затратами. В его модели портовые города притягивают экономическую активность, поскольку у них меньшие затраты по доступу на международные рынки. При условии равновесия между количеством населения, заработными платами и затратами на проживание порты должны обеспечивать максимальные объемы торговли, а во всех прочих городах страны объемы торговли при удалении от портов монотонно снижаются. Иными словами, близость к иностранным рынкам выступает преимуществом для фирм, которые производят товары для этих рынков. Но и реальности торговля ведется не только через морские, но и через внутренние и приграничные порты (таможни). Возникают ли аналогичные преимущества у приграничных портов, обслуживающих крупные торговые потоки? И почему тогда международная торговля ведется через внутренние таможни - в некоторых случаях гораздо активнее?

Несмотря на незначительный интерес к приграничной торговле со стороны теоретиков международной торговли, представители других направлений экономической теории и географии уже не раз обсуждали возможности включить во внешнюю торговлю приграничные регионы в зависимости от степени закрытости границ государства и уровня его децентрализации. В частности, была предложена модель, где рассматривалась экономия от масштаба и несовершенная конкуренция и объяснялись пространственные эффекты региональной экономической интеграции. [10] В соответствии с моделью фирмы размещаются там, где пространственно распределенный спрос можно удовлетворить оптимальным образом. Транспортные затраты на доставку товаров пропорциональны расстоянию между потребителями и производителями. В результате возникает региональный рынок, где в центре пространства расположены фирмы. Экономический ландшафт, то есть система региональных рынков, лимитирован национальными границами. Границы - если они частично или полностью закрыты - приводят к искажениям в рыночных сетях, делят региональные рынки и таким образом негативно влияют на рыночный потенциал фирм. Приграничные регионы описываются как необитаемые, пустынные территории, куда товары могут поступать только по межрегиональному обмену. Исходя из похожих предпосылок, другие авторы показали, что приграничные регионы непривлекательны для размещения производств в том случае, если границы (тарифы, различные ограничения международной торговли) не дают свободно перемещаться товарам и притягивают производства к центральным городам.

«Эффекты границы» стали одной из ключевых тем в «новой экономической географии» (НЭГ). В частности, модель П. Кругмана «центр - периферия» показывает, что экономика спонтанно самоорганизуется вокруг будущих центров под воздействием центробежных и центростремительных сил (определяемых транспортными издержка ми, затратами на оплату труда). Снижение международных торговых издержек также влияет на баланс центростремительных и центробежных сил на национальном уровне, поскольку внешние рынки становятся более важными для покупателей и поставщиков.

Эмпирические исследования, основанные на программном подходе НЭГ, показали, что торговая либерализация может привести к значительному росту приграничной экономики. В частности, снижение тарифов, приведшее к интенсификации экономических обменов между США и Мексикой, притянуло многочисленные фирмы из мексиканского центра к приграничным регионам. Это произошло потому, что свободная торговля малой экономики (Мексики) с большой (США) открыла мексиканским фирмам доступ к внешним рынкам.

Вопрос о влиянии приграничной интеграции на развитие региона изучался в рамках модели, известной как модель «айсберга» Диксита-Стиглица. Правда, при использовании этой модели ученые пришли к разным выводам. [14] В одной работе было показано, что влияние снижающихся издержек международной торговли на региональное распределение экономической активности существенно зависит от величины транспортных затрат на внутренние перевозки в стране. Торговая либерализация в развивающихся странах с неразвитой инфраструктурой приводит к увеличению экономического диспаритета между регионами, тогда как в развитых странах, вероятно, произойдет региональное перемещение производств к границам. В другом исследовании было установлено, что снижение международных торговых издержек подталкивает к региональному перераспределению производства, если межрегиональные транспортные издержки достаточно высоки.

Для быстрого роста приграничных регионов большое значение имеют предварительные условия: достаточный потенциал для роста предложения труда, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура, взаимное доверие экономических агентов по обе стороны границы. Таким образом, исследования отдельных случаев подтверждают, что регионы различаются и снижение или даже удаление приграничных барьеров торговли не гарантируют их экономического роста. В теории и по результатам эмпирических исследований ученые не пришли к консенсусу по поводу того, получают ли приграничные регионы преимущества от развития приграничной торговли. Однако среди прочего это означает важность дальнейших эмпирических исследований, проводимых по всему миру - на разных границах и с разными начальными условиями. Случай российско-китайской границы, бесспорно, интересен: в отличие от Европы или Америки интеграция приграничных рынков происходит между культурно, экономически и этнически гетерогенными пространствами, в странах догоняющего развития и к тому же с разными моделями переходных экономик. Направление для таких исследований более или менее ясно, однако остается большое количество вопросов, требующих предварительного изучения. Среди них: неточности статистического учета и неформальные трансграничные потоки, ограничения в использовании китайских и российских ИПЦ (сопоставимость потребительских корзин), а также альтернатива: исследовать ли относительно малые приграничные районы, где эффекты заметнее. Именно поэтому в этой и ряде других работ авторы решают эмпирические задачи описания приграничных полос, прилегающих к границе.