Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
192.16 Кб
Скачать

Клинический случай: шизофрения, осложненная наркотической и алкогольной зависимостью Сатмуханбетова г.К, 5 курс. Максимова н.Э. 5 курс

Научный руководитель - к.м.н., доцент Е.Б. Чалая

Кафедра психиатрии, медицинской психологии

Оренбургский государственный медицинский университет

г. Оренбург, Россия

Больной А., 23 года. Анамнез: наследственность психопатологически не отягощена. Родился старшим из двух детей, второй ребенок здоров. В детстве перенес две ЧМТ без потери сознания. Посещал детский сад, в школу пошел с 7 лет. Учился неохотно, часто пропускал занятия, но с удовольствием занимался в секции каратэ, выступал на областных соревнованиях. С 13 лет начал курить, эпизодически в компании сверстников употреблял алкоголь. Закончил 9 классов, учебу не продолжал. В армии не служил в связи с выявленным в 18 лет гепатитом С. По характеру был вспыльчивый. Холост, проживает с родителями.

В 14 лет впервые попробовал курить анашу, ощущения понравились, стал употреблять почти ежедневно. Стал испытывать влечение к наркотику, толерантность возросла до 2-3 сигарет в день. В 2009 году был госпитализирован в наркологическую клинику. Своего состояния перед поступлением не помнил - «Покурил и потерял сознание, очнулся в больнице». После выпискисократил курение анаши до нескольких раз в неделю, но стал чаще, почти ежедневно, употреблять алкоголь «для снятия напряжения». Постепенно стал испытывать выраженное влечение к алкоголю, толерантность повысилась до 500 мл водки. В январе 2015г. «кодировался» от наркотической и алкогольной зависимости в психиатрической больнице, после этого, со слов отца, наркотики и алкоголь не употреблял. Обращал на себя внимание замкнутостью, часто уединялся, перестал общаться с друзьями, не пытался трудоустраиваться. Время проводил дома, ничем не занимался, бесцельно смотрел телевизор. Спустя 3 месяца после выписки понизилось настроение, стал плаксивым, вспыльчивым, раздражительным, конфликтовал с родителями, говорил, что внутри него «сидит друг», который разговаривает с ним дома, на улице, «кто-то душу ест», увлекся религией, просил родителей купить Библию. Разговаривал по выключенному телефону, кричал на телевизор, с кем-то ругался, рисовал чертей, от чего-то отмахивался, часто уединялся, просил родителей уйти, «оставить его в покое». В марте 2015г по настоянию родителей был госпитализирован в психиатрическую больницу, где находился 3 месяца. После выписки улучшился сон, прекратились конфликты с родителями, стал общительным, дома помогал по хозяйству. Спустя 2 месяца стал испытывать сильные боли в мышцах, «скручивало все тело». С целью купирования неприятных ощущений выпил большие дозы клозапина, карбамазепина и тригексифенидила. После этого почувствовал сильную тревогу, страх. Был госпитализирован в ГАУЗ “Оренбургский областной клинический наркологический диспансер”, где проводилась дезинтоксикационная терапия, выписан в удовлетворительном состоянии. Через месяц нарушился сон, стал тревожным, говорил родителям о нежелании жить, т.к. «устал от этих голосов в голове», периодически становился возбужденным, то плакал, то смеялся, разговаривал сам с собой. В июне 2016г. бригадой скорой помощи был доставлен в психиатрическую больницу. Состояние при поступлении: возбужден, то встает, то садится, показывает на разные части тела – «болят», беспокойно оглядывается по сторонам, отвечал невпопад, на прямой вопрос о голосах с раздражением отвечает: «Да у меня никаких голосов нет, так просто разговариваю». Отмечалась бедность, однообразность мимических проявлений. В отделении длительное время психическое состояние было неустойчивым: плохо спал, периодически усиливалась раздражительность, при попытке врача выяснить его переживания отвечал: «Мне нельзя громко говорить о своей болезни, потому что меня могут услышать «голоса», которые «живут» в моей голове, и эти «голоса» могут рассердиться и наказать меня».

Психический статус: Сознание ясное, ориентирован правильно, контакту доступен. Держится спокойно, внешний вид неряшливый. Критика снижена, свои переживания скрывает, уверяет, что самостоятельно попросил о госпитализации в больницу, так как «дома сидеть скучно. Отец всегда говорит, что у меня голоса, а у меня их нет». Не отрицал употребления анаши, алкоголя. Мышление непоследовательное, амбивалетное. Психически больным себя не считает, но говорит, что хочет «еще полежать в больнице, т.к. плохо спит и беспокоит неусидчивость».

Соматический статус: Кожа чистая. Имеются стрии. Слизистые оболочки чистые, обычной окраски. Телосложение гиперстеническое. Подкожно - жировая клетчатка развита избыточно, распределена не равномерно. Сила мышц достаточна, тонус в норме. Тургор тканей сохранен Дыхание в легких везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные. Мочеиспускание не нарушено. Стул оформлен. Заключение: Гипоталамический синдром начальная фаза. Хронический вирусный гепатит С.

Неврологический статус: Реакция зрачков на свет живая, одинаковая с обеих сторон, анизокории нет. Нистагма не обнаружено, конвергенция сохранена. Поля зрения не сужены. Объем движений глазных яблок полный. Глазные щели одинаковые. Углы рта симметричны, носогубные складки выражены одинаково с обеих сторон. Язык по средней линии, глотание не нарушено. Объем активных и пассивных движений во всех суставах полный, в одноименных суставах амплитуда движений одинакова. Тонус мышц нормальный. Нарушений тактильной, болевой и температурной чувствительности не обнаружено. Сухожильные и периостальные рефлексы сохранены, одинаково выражены с обеих сторон. Патологических рефлексов и менингеальных знаков не выявлено. В позе Ромберга устойчив. Координационные пробы выполняет свободно. Заключение: Микроорганическая симптоматика, вегетативные расстройства. 

Заключение: особенности преморбида в некоторой девиантности поведения, обусловленного подростковым периодом, преобладание в личности эксплозивных черт с тенденцией к асоциальности. Настоящий болезненный процесс развивался относительно постепенно. Инициальный этап проявлялся аутизацией, апато-абулическими нарушениями в виде утраты интересов к общению, отказа от трудовой деятельности, бесцельного время препровождения. Манифестация процесса проявилась стабильными галлюцинаторно-параноидными переживаниями, соответствующими изменениями поведения, убежденностью в реальности указанных болезненных проявлений. Вряд и подобное течение психопатологических явлений можно объяснить экзогенно-органической (интоксикационной) природой, поскольку, кроме выраженной продуктивной симптоматики у больного отмечались негативные симптомы, свойственные эндогенному заболеванию – шизофрении (эмоционально-волевое снижение с расстройством течения мыслей, явлений паралогичности, амбивалентности и тенденцией к резонерству). Данные анамнеза о длительном, систематическом злоупотреблении наркотическими веществами каннабиоидной группы, алкоголем, наличие психической и физической зависимости в виде сформированного синдрома отмены, высокой толерантности, признаки социальной дезадаптации, дают основание квалифицировать

Диагноз: Параноидная шизофрения, осложненная каннабиоидной наркоманией и алкоголизмом (2-ой стадии. Параноидный синдром.