Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Род край. начало.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
281.6 Кб
Скачать

Среднее Поволжье в бронзовом веке.

Во второй пол. III тыс. до н.э. в Среднем Поволжье впервые появились изделия из металла. Вначале это были орудия из чистой привозной северокавказской меди, поступавшей от племен майкопской и североавказской археологических культур. Но затем – уже в начале II тыс. до н.э. появилась местная металлургия бронзы на базе средневолжских медистых песчаников.

К наиболее ранним находкам изделий из меди в Среднем Поволжье относятся орудия труда и оружие древнеямной археологической культуры из Утевского курганного могильника в Самарской области, а в нашей области, вероятно, предметы с Ховринской стоянки в Вешкаймском районе близ станции Чуфарово. Появление металлических орудий труда значительно повлияло на развитие производительных сил местного населения. Усилился межплеменной обмен излишками продуктов скотоводства, земледелия, металлическими слитками и даже целыми готовыми изделиями из металла. Одновременно участились межплеменные столкновения по причине передела территори, пригодных для пастбищ, а также с целью захвата добычи.

Внутри родовых общин наметилось имущественное неравенство. Археологически это прослеживается в появлении более богатых могил родовых старейшин и вождей с одной стороны, и в наличии большого количества бедных могил с весьма простым инвентарем.

Во II тысячелетии в Восточной Европе идет активный процесс выделения скотоводческих племен в степной зоне и земледельческо-скотоводческих - в лесостепной. В связи с усилением роли мужчины в скотоводческом и и земледельческом хозяйствах матриархат стал сменяться патриархатом.

В эпоху бронзы родовой строй вступил в стадию разложения и в зонах с благоприятными условиями для организации и ведения крупного земледельческого хозяйства возникают первые рабовладельческие государства (от северо-восточной Африки - до юго-восточной Азии - в в Мессопотамии, в Египте, в Индии, в Китае). Однако на территории Среднего Поволжья родовой строй сохранялся еще очень долго и до возникновения первых государственных образований было еще далеко.

Какие же археологические культуры, (а за ними стояли определенные этно-культурные и языковые сообщества людей) были представлены в бронзовом веке на территории Среднего Поволжья ?

В конце III - начале II тыс. до н.э. в Среднем Поволжье и в Прикамье существовала энеолитическая волосовская культура, памятники которой известны и в Ульяновской области. Население волосовской культуры относят в финно-угороской языковой семье. Основным занятием волосовцев, живших небольшими поселками по берегам рек и озер, были охота и рыболовство, но определенную роль играли у них и земледелие с придомным скотоводсмтвом. Из археологических памятников, относящихся к волоской культуре, можно отнести могильник Гулькин Бугор в Старомайнском районе области, Шигонское поселение на р. Усе и несколько памятников на Суре.

Несмотря на знакомство с металлом, волосовцы продолжали активно использовать камень, техника обработки которого достигла совершенства.

В начале II тыс. до н.э. в Среднее Поволжье из районов Среднего Поднепровья пришли земледельческо-скотоводческие племена фатьяновской культуры. Средневолжский вариант этой культуры получил название "балановской". Эта культура относится к кругу так называемых "культур боевых топоров", так как нередкой находкой на ее памятниках являются хорошо отшлифованные каменные ладьевидные топоры.

Наиболее выразительные памятники балановской культуры представлены на Суре (поселения Ашна-Пандо), на Свияге - пос.Луговое III и на р. Утке - Гулькин Бугор. Среди памятников балановской культуры в Ульяновской области известны находки боевых топоров и отдельные местонахождения керамики.

Поселения балановцев как правило располагались в местах, удобных для обороны - на высоких надпойменных террасах. На поселениях и в могильниках балановского населения нередко встречаются предметы из меди и бронзы: медные и бронзовые топоры, наконечники копий, украшения, каменные боевые топоры, долота, проколки, кремневые наконечники стрел.

Основой хозяйства балановцев было придомное скотоводство и мотыжное земледелие. Вспомогательную роль играли охота, рыболовство и собирательство.

Выразительна керамическая посуда балановцев - это в основном круглодонные и шаровидные сосуды с орнаментом в верхней части.

У балановцев изучены жилища. это наземные срубные постройки. Общественное устройство балановцев - патриархально-родовыми общины и племеннной строй. По археологическим данным балановские пришлые племена в Среднем Поволжье долгое время не вступали в контакты с аборигенным волосовским населением. Признаки ассимиляции этих групп населения стали проявляться только со второй пол. II тыс. до н. э.

В этническом отношении балановские племена являлись древними индоревропейцами.

На территории Среднего Поволжья (в Чувашии, в Марийской республике, в Самарской области и в Башкирии - на Южном Урале) в начале II тыс. до н.э. появляются племена пришлой абашевской культуры. Это были индоевропейские по происхождению и языку племена оседлых скотоводов. Они разводили лошадей, коров и свиней. Кроме того, абашевские племена были прекрасными металлургами. На территории нашей области памятники абашевской культуры единичны. Наиболее выразительным является Старотимошкинское поселение в Барышском районе области. Оно расположено на левом берегу в верховьях речки Малая Свияга.

Очень своеобразна керамика абашевской культуры. Часто встречается колоколовидная посуда. Весьма красивы небольшие глиняные горшочки с богатым и пышным орнаментом.

В Среднем Поволжье абашевские племена, как и балановские, долгое время жили изолированно от аборигенов - волосовцев. Между ними иногда даже вспыхивали военные конфликты. Свидетельством этого являются материалы раскопок Пепкинского кургана в Марийском крае. Здесь под одной курганной насыпью в братской могиле было совершено захоронение 27 убитых абашевских воинов (между ребер одного из них был обнаружен типичный волосовский кремневый наконечник стрелы).

По мнению археологов, занимающихся подробно изучением абашевской культуры, эти племена покинули Среднее Поволжье и переместились в Южное Приуралье, где оказало влияние на формирование синташтинской культуры.

В середине II тыс. до н.э. значительную часть территории Среднего Поволжья, в том числе и в Ульяновской области, занимают племена срубной культурно-исторической общности, которая сформировалась на основе остатков этноса древнеямной и полтавкинской археологической культур в Нижнем и в южной части Среднего Поволжья. В это время благодаря значительному развитию земледелия и скотоводства, чему способствовало широкое применение бронзовых орудий труда, произошел демографический взрыв. Население в степной и лесостепной зонах быстро росло, его плотность была высока и это отразилось в том, что среди памятников археологии в нашей области, пожалуй, наиболее значительная часть составляют поселения и могильники срубной культуры.

Срубные племена расселились на север до Камы, на юг – до степей Калмыкии, на запад - до Днепра и на восток - до р. Белой. Именно поэтому данное археологическое образование называют не просто археологической культуой, а культурно-исторической общностью. Эта общность, занимая территорию, равную нескольким современным европейским государствам, состояла, очевидно, из целого ряда племенных союзов.

Население срубной общности селилось по берегам больших и малых рек и в Ульяновской области представлено почти во всех районах, за исключением залесенных участков. Иногда поселения достигали значительных площадей. Мощный культурный слой на них свидетельствует о длительной оседлости. В Среднем Поволжье, и в нашей области в том числе, исследован целый ряд поселений. Одним из наиболее хорошо изученных является Абрамовское поселение в Майнском районе. Оно находилось на левом берегу речки Сельдь у его истоков. Внизу, под поселением раснаходились родники - незамерзающие источники питьевой воды. В течение 1984-1986 гг. экспедиция Ульяновского пединститута провела раскопки этого поселения. Была исследована площадь около 2500 кв. метров. На его территории было исследовано два полуземляночных жилища и один грунтовый могильник.

От жилищ сохранились углубленные в землю подпрямоугольные котлованы площадью 120-140 кв. метров и глубиной до 120 см. Полуземлянки имели выходы к реке. Внутри жилищ на полу сохранились ямки от столбовых опорных конструкций для крепления крыши, а также несколько очажных и хозяйственных ям. Прослежены также следы от нар. Вероятно, что жилище было разделено легкими плетневыми перегородками, которые могли делить большое жилище на несколько помещений.

Рядом с одним из жилищ была исследована хозяйственная площадка, на которой находилось несколько очагов с развалами большимх сосудов для приготовления пищи. А рядом с очагами стояли вверх дном несколько сосудов меньшнго обёема. На площадке находился погреб.

Зафиксированные следы пожара в районе жилища свидетельствуют о том, что здесь в те далекие времена (примерно в XIII веке до н.э.) разыгралась какая-то трагедия, возможно, это было нападение врагов, в результате чего поселок сгорел, его жители либо были перебиты, либо были вынуждены навсегда его покинуть.

Характерно, что хозяйственный инвентарь поселка остался нетронутым и

со временем был засыпан эоловым песком.

На территории поселения исследован грунтовый могильник-жертвенник, в котором было захоронено 8 человек - пятеро взрослых и трое детей. У всех имеются следы насильственной смерти - раздробленные черепа. Перед захоронением на некоторые трупы были положены деревянные жерди и зажжены. Рядом с могильной траншеей находилась жертвенная площадка, на которой были обнаружены тринадцать лепных сосудов, каменная зернотерка с пестиком-курантом, костяной дротик, бронзовый серп. Все это свидетельствует о том, что покойники были принесены в жертву, но после этого они были погребены не по типичному для срубного населения обряду.

Основу хозяйства срубных племен в лесостепной зоне составляли придомное скотоводство и мотыжное припойменное земледелие. На поселениях в большом количестве встречаются кости домашних животных: коровы, овцы, свиньи, лошади. Земледелие играло второстепенную роль. Иногда встречаются земледельческие орудия - серпы, секачи для рубки кустарника. Два таких серпа обнаружены в Симбирском крае. Один в кладе у с. Помаево, а другой - на Абрамовском могильнике.

Срубники обрабатывали пригодные для земледелия поймы рек, вырубая заросли с помощью бронзовых секачей. Землю рыхлили каменными мотыгами с деревянными рукоятками. Из сельскохозяйственных культур срубники выращивали просо, ячмень. Зерно на муку размалывали с помощью каменных зернотерок и камней-курантов.

Кроме земледелия и скотоводства срубные племена занимались охотой, рыбной ловлей и собирательством лесныхч растительных богатств - орехов, грибов, ягод. Свидетельством определенной роли собирательства является находка на территории Абрамовского поселения раздавленного горшка со сгоревшими дубовыми желудями.

Срубники использовали своеобразную лепную посуду, орнаментированную узорами в виде ромбов, треугольников и других фигур, нанесенных зубчатым штампом, гусиным пером, пальцевыми вдавлениями. Размеры сосудов варьировали от небольших миниатюрных до крупных горшков емкостью до 15-20 литров.

Важную роль в хозяйстве срубного населения играли прядение и ткачество. Иногда в захоронениях встречаются сохранившиеся образцы шерстяных тканей. Нередкой находкой являются шилья и иглы. При этом иглы имеют очень маленькое и узенькое ушко для продевания нити.

Предположительно, женщины срубных племен ткали шерстяное полотно на горизонтальном ткацком станке. Но основное значение для пошива одежды и обуви имели продукты скотоводства - шкуры животных, из которых шили зимние верхние одежды и обувь.

Кроме этого следует сказать, что племена были искуссными металлургами и использовали для отливки орудий как привозной металл (бронзу из месторождений Казахстана, разрабатываемых населением андроновской культуры), а также и из местных средневолжских рудных источников - так называемых поволжских медистых песчаников. Одним из месторождений меди, разрабатывавшихся срубными племенами, были выходы руды у с. Михайло-Овсянка в Самарской области. О занятиях срубников металлургией свидетельствуют частые находки литейных форм.

Большой интерес для изучения культуры представляют погребальные памятники. Погребальный обряд срубных племен был как курганный, так и грунтовый. Само название срубной культуры произошло от особенности погребального обяда. В.А.Городцов раскопал в Харьковской губернии курганы, под насыпями которых погребения были совершены в могильных ямах в скорченном погребении. Орентировка погребений производилась головой на восток или северо-восток. Вместе с погребениями клали 1-2 лепных сосуда с пищей и несколько вещей из кости, металла и камня. При этом как стены могил, так и верх были бревенчатыми, что напоминало срубы.

Встречаются и другие варианты захоронений с курганным обрядом. Таковы вторичные захоронения, когда костяки в центральных могильных ямах лежат не в анатомическом положении, а кости как бы собраны кучкой. То есть в могилу клали уже не самого покойника, а только его костные останки. О причинах таких вторичных захоронений можно только предполагать. Возможно, это было связано с зарождающимися представлениями срубного населения о том, что после смерти покойник является нечистым и для погребения пригодны только кости скелета, очищенные от истлевших тканей тела птицами-стервятниками. Такова практика захоронения у современных парсов на юге Индии.

Вторичные захоронения были исследованы археологической экспедицией УлГПИ в 1984-1987 гг. в Майнском районе у с. Сиуч.

На раннем этапе срубной культуры, который датируется XVI-XIV вв. до н. э. под курганами встречается 1-2 могилы. На позднем этапе, относящемся к X-IX вв. до н.э. встречаются кукрганы, под которыми захоронены до 100 человек. Не исключено, что такие курганы являются родовыми некрополями.

Встречаются и грунтовые могильники,в которых погребенные лежат в простых могильных ямах без внешних признаков в настоящее время.Такие могильники,как правило очень бедные. Однако исследованный на Абрамоском поселении могильник-жертвенник относится к другому типу, не характерному для срубной культуры.

На завершающем этапе существования срубной культуры, вероятно, учащаются межродовые столкновения, вызванные стремлением к перераспределению территорий и просто захватом богатств отдельных родовых общин. В этой связи некоторые посчеления стали дополнительно укреплоять с помощью валов вокруг селищ. Такие укрепления прослеживаются вокруг Сусканского поселения на берегу Черемшанского залива.

На территории Ульяновской области к настоящему времени исследовано несколько десятков различных памятников срубной культуры.

В начале первого тыс. до н. э. срубная культура перестает существовать, но ее население не исчезло бесследно. Считают, что срубные племена,относящиеся к иранской группе индо-европейской языковой семьи, постепенно, в связи с изменением хозяйства и зарождением кочевого скотоводства, покинули свои поселения и превратились в кочевников - скифов и савромат.

В дополнение к развитию темы следует отметить,что в позднем бронзовом веке на территории Приказанского Поволжья и в Нижнем Прикамье сформировалась так называемая "приказанская" культура, основой для которой стало население поздневолосовских, фатьяновско-балановских и, в какой-то степени, срубных племен. К северо-западу от приказанцев - существовала поздняковская культура.

У приказанцев широкое развитие получили земледелие, скотоводство и металлургия бронзы. Приказанские племена, судя по всему, принадл6ежали к финно-угорской языковой семье и заложили основу развития и формирования ряда современных финно-язычных народов Среднего Поволжья и Прикамья - удмуртов, марийцев, коми и других.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

В начале I тысячелетия до н.э. племена Среднего Поволжья начинают использовать для производства орудий труда и оружия железо. По сравнению с медью железо имеет огромные преимущества: оно тверже бронзы, хорошо куется, а сталь (сплав железа с углеродом) поддается закалке. Железные руды шире, чем медные, распространены в природе. Но в чистом виде железо в природе встречается очень редко и только в виде метеоритов. Сложный сыродутный процесс восстановления железа из окисленных руд(в нашем крае - из болотных и луговых) был освоен только во второй половине II тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке в стране хеттов.

В начале I тысячелетия до н.э. технология получения сыродутного железа распространилась по Европе.

Применение метеоритного железа племенами Среднего Поволжья археологически зафиксировано еще в III тысячелетии до н.э. Но ранний железный век начинается здесь только с IX века до н.э. В VIII в. в Нижнем Прикамье на основе приказанской культуры формируется ананьинская культурно-историческая общность, а на Средней Оке и в Чувашском Посурье - на основе поздняковской - городецкая культуры. Обе эти культуры относятся к финно-уграм Прикамья и Среднего Поволжья. Южные степи с начала IX в. занимают ирано-язычные кочевники савроматы, сформировавшиеся на основе ирано-язычных андроновских и частично - срубных племен. Потомками савроматов были ирано-язычные кочевники сарматы, заселявшие степи Поволжья и Подонья до конца IV века н.э. когда они были разгромлены пришедшими из Центральной Азии тюркоязычными кочевниками гуннами.

В это время в Среднем Поволжье появляются группы пришлого населения ,в археологической науке получивших название "именьковцев". В V-VII вв. именьковские племена распространились по всему Среднему Поволжью и даже вышли на территорию Южного Приуралья (на р. Белую). Именьковцы были первыми, кто освоил в нашем крае пашенное земледелие, которое стало основой их хозяйства. Важную роль играло скотоводство при подсобном значении охоты и рыболовства. Именьковские мастера умели получать и обрабатывать железо, изготавливали своеобразную лепную керамику с примесью грубого шамота в глиняном тесте. Широкое развитие у них получило ювелирное и косторезное дело.

Вопрос о происхождении именьковского населения и о его дальнейших судьбах является дискуссионным. Существует авторитетная точка зрения казанского профессора А.Х.Халикова о балтской принадлежности именьковских племен. Много сторонников у гипотезы о западной протославянской принадлежности носителей именьковской культуры (на что в первую очередь указывает погребальный обряд, сходный со славянским - кремация).По мнению известного археолога профессора В.В.Седова часть протославян-именьковцев в конце VII века покинула Среднее Поволжье и ушли в Среднее Поднепровье, где стали частью древнерусской народности. Однако, по данным ульяновских археологов часть именьковского населения осталась в Среднем Поволжье и вошла в состав населения Волжской Булгарии.

Среднее Поволжье в эпоху раннего средневековья.