- •Монеты и денежное обращение древнерусского государства. Возникновение русской денежно-весовой системы
- •Первые русские монеты
- •Древнерусская денежная терминология и денежный счет
- •Безмонетный период
- •Монеты великого княжества Московского
- •Монеты великого княжества Суздальско-Нижегородского
- •Монеты Новгорода Великого и Пскова
Первые русские монеты
Первая попытка чеканить собственные монеты была осуществлена русскими князьями в конце Х — начале XI в. Письменные источники не сохранили сведений о начале русской монетной чеканки, однако есть все основания утверждать, что она явилась не случайным эпизодом, а была подготовлена всем ходом исторического развития Руси. и прежде всего двухсотлетним обращением на ее территории восточных монет. Вводя в обращение свою собственную монету, русские князья стремились, видимо, с одной стороны, компенсировать в определенной степени недостаток в восточных монетах, ввоз которых резко сократился именно в это время, а с другой — использовать монеты как прекрасное средство пропаганды государственного суверенитета Руси, ставшей в конце Х в. одним из мощных христианских государств.
Длительная дискуссия о времени появления первых отечественных монет в настоящее время может считаться законченной. Чеканка началась в княжение Владимира I Святославича (980—1015), вероятно, вскоре после официального принятия христианства в 988 г. Об этом свидетельствуют изображения Иисуса Христа на одном из типов серебряных монет и на всех золотых, а также постоянное присутствие креста как символа христианства в руках князя на всех без исключения древнерусских монетах, как золотых, так и серебряных.
Подавляющее большинство монет содержит в легенде имя Владимира, значительно меньшее число — имена Святополка и Ярослава, на некоторых монетах имя князя до сих пор не поддается прочтению или читается предположительно. Размер сребреников такой же, как большинства дирхемов, но в отличие от последних они отчеканены не на специально вырезанных кружках, а на отлитых в двухсторонних формах заготовках. Нестойкость монетных штемпелей приводила к их быстрой смене, а частое и не всегда умелое копирование штемпелей искажало надписи до неузнаваемости. Штемпеля, вероятно, были бронзовые и имели вид щипцов. Такие сопряженные штемпеля были известны на Руси и до начала чеканки монет — они служили буллотириями для оттиска вислых свинцовых печатей. В более позднее время такие штемпеля назывались склещи».
Согласно общепринятой типологии древнерусских монет, чеканку начал Владимир I и продолжили его сыновья — Святополк Окаянный (1015—1019, приемный сын) и Ярослав Мудрый (1019— 1054). Золотые монеты чеканил только Владимир I. Известны четыре типа монет Владимира. Древнейшими, вероятно, являются сребреники, на лицевой стороне которых изображен князь, а на оборотной — Иисус Христос. На них вокруг изображения князя помещена надпись: «Владимир, а се его серебро» или <Владимир на столе». В начале XI в. изображение Христа заменяется родовым знаком киевских великих князей, так называемым знаком Рюриковичей в виде трезубца. Изменяется и надпись, поясняющая изображение — <Владимир на столе, а се его серебро». Сребреники Святополка непосредственно сменяют IV тип монет Владимира. Есть мнение, что штемпеля тех и других монет вырезаны одним мастером. Число известных монет Святополка в процентном отношении к общему количеству древнерусских монет соответствует кратковременности его пребывания на великокняжеском столе. Около двух десятков сребреников имеют надпись с именем «Петрос» или сПетар». Атрибуция этих монет пока остается спорной. Они могли принадлежать кому-то из сыновей Владимира или тому же Святополку. Если их чеканил Святополк, то становится известным его крестильное имя — Петр, отсутствующее в письменных источниках.
Среди всех древнерусских монет выделяются оригинальностью типа. изяществом и необыкновенной тщательностью исполнения монеты Ярослава Мудрого. На одной стороне на них изображен святой Георгий (крестильное имя Ярослава), а на другой— княжеский знак, окруженный надписью «Ярославле серебро». Известны 6 экземпляров этих монет, лишь одна из которых найдена в Киеве. Топография находок и отсутствие в надписи обычной формулы сна столе» позволяют предположить, что Ярослав Мудрый чеканил монеты в Новгороде, до занятия великокняжеского стола в 1019 г.
Долгое время считалось, что сребреники чеканились без какой-либо весовой нормы. Однако метрологическое изучение древнерусских монет устанавливает на весовую Норму в пределах 2,9—3,3 г, что соответствует норме древнерусской куны в южнорусской денежно-весовой системе.
Чеканка золотых монет началась одновременно или немногим ранее серебряных. На одной из сторон этих монет изображен князь и маленький родовой знак над его плечом, вокруг изображения помещена надпись: «Владимир, а се его злато», на другой — Иисус Христос. Златники, весившие около 4 г, часто приравнивают к византийским солидам Х—XI вв., теоретический вес которых равен 4,55 г. Однако если древнерусская весовая единица золотник (4,266 г) точно соответствует 1/96 позднейшего фунта, то вес со-лида, введенного Константином I в 314 г. и скоро ставшего основной счетно-денежной единицей Византии, равен 1/90 фунта, и говорить о его заимствовании в русскую весовую систему не приходится.
Особую группу древнерусских монет образуют известные только в нескольких экземплярах серебряные монеты тмутараканского князя XI в. Олега (в крещении Михаила). На одной стороне этих монет изображен архангел Михаил, а на другой — строчная благопоже-лательная надпись: «Господи, помози Михаилу», хорошо известная по памятникам сфрагистики. Датируются они временем около 1078 г., найдены только в пределах Тмутараканского княжества и никогда не имели общерусского значения.
Клады и отдельные находки древнейших русских монет встречаются не только на громадной территории древнерусского государства, но и за его пределами — в Скандинавии, Прибалтике, Польше и Германии. Но этот факт еще не дает права приписать сребреникам значительную роль в денежном обращении. Они не могли обеспечить потребности рынка в монете в силу кратковременности чеканки и незначительности эмиссий. Тем не менее древнерусские монеты сыграли определенную роль в декларировании суверенитета и экономической мощи древнерусского государства.
Денежные слитки. Крупные платежные операции в древней и средневековой Руси обеспечивались серебряными слитками. На территории древнерусского государства обращались слитки различного веса и вида, но преобладающее значение имели так называемые киевские и новгородские гривны. Названия эти условны и связаны с местом первых находок этих памятников денежного хозяйства.
Киевские гривны — это литые слитки шестиугольной формы. На протяжении всего периода своего бытования они сохраняли устойчивый вес около 160 г. Это позволяет связывать их весовую норму с весом византийской литры — 327,456 г и считать ее равной 1/2 литры — 163,728 г. Слитки киевского типа скорее всего появились в середине XI в. и бытовали вплоть до монголо-татарского нашествия. Их ареал охватывает почти всю территорию Киевской Руси, но большинство находок концентрируется в южных ее районах.
Новгородские гривны — слитки имели совершенно другой вид и вес. Они представляют собой палочку-брусок весом около 200 г., Различают два вида новгородских слитков: более длинные (14— 20 см) и прямые и короткие (10—14 см) со слегка выгнутой спинкой. Первые датируются XI—XIII вв., вторые — XIV—XV вв. В отличие от киевских новгородские слитки дают сравнительно большой эпиграфический материал — на них нередко процарапаны имена лиц, для которых они были отлиты. Иногда на новгородских слитках встречаются процарапанные поперечные черточки, последняя из которых, как правило, бывает наклонной. Установлено, что таким образом ливцы, отвечавшие за вес и качество изготавливаемого слитка, учитывали неизбежный угар серебра и примесей.
Теоретическая весовая норма новгородских слитков определялась исследователями по-разному. Одни считали ее равной приблизительно 197 г и связывали с западноевропейской метрологией, другие утверждали постепенное падение их весовой нормы с 204,756 до 195 г. Сейчас можно считать установленным, что никакого падения веса новгородских слитков не было, а их весовую норму следует связывать с русским полуфунтом (204,756 г). Происхождение же русского фунта остается пока еще невыясненным.
Кроме этих двух основных видов слитков, в денежном обращении Древней Руси участвовали и некоторые другие. Например, так называемые черниговские, по весу близкие к новгородским, а по форме представляющие собой как бы грубо расплющенные киевские, и литовские в виде небольших палочек мягких очертаний, часто с несколькими характерными вмятинами на спинке. Метрологически литовские слитки с русскими системами не связаны и поступали на Русь из Прибалтики в качестве серебряного сырья.
Так как на Руси основной первоначальной формой серебряного сырья являлись монеты, то определенное число одинаковых по весу монет могло служить мерой веса слитка — гривны. Затем устанавливалась обратная связь — серебряный слиток служил мерой количества монет. Скорее всего именно в результате этой связи монет и слитков выработались такие денежно-весовые понятия, как сгривна» (весовая единица), «гривна серебра» (слиток) и «гривна кун» (счетная единица). Письменные источники позволяют установить весовое равенство гривны серебра 4 гривнам кун и рассчитать весовые величины фракций последней.
