- •Тема 5.1. Упрощенная система налогообложения
- •Экономическая сущность. Плательщики. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения.
- •Ограничения для перехода на усн
- •Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения.
- •Порядок определения признания доходов и расходов.
- •Налоговая база, ставки. Порядок исчисления и уплаты налога.
Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения.
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают заявление в налого- вые органы с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения.
В заявлении сообщают:
- размер доходов за 9 месяцев текущего года;
- о средней численности работников за 9 месяцев текущего года;
- размер остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
Вновь созданные организации и индивидуальные предприниматели, одно- временно с подачей заявления о постановке на учет, подают заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. В этом случае, упрощенная система налогообложения применяется с момента создания организации или индивидуального предпринимателя.
Налогоплательщик утрачивает право применения упрощенной системы налогобложения, если по итогам отчетного (налогового) периода выручка налогоплательщика превысила 150 млн. руб.
Чтобы перейти на данный спецрежим с 2018 года, выручка за 9 месяцев 2017 года должна быть не более 112,5 млн. руб.
Рис. Объекты налогообложения УСН
В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
Порядок определения признания доходов и расходов.
Налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы:
- доходы от реализации (от реализации товаров, работ, услуг, а также имущественных прав);
- внереализационные доходы.
При определении объекта налогообложения налогоплательщик имеет право уменьшить доходы на следующие расходы:
1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техниче- ское перевооружение основных средств;
2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком;
3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
5) материальные расходы;
6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхо- вание, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспо- собности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обя- зательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и про- фессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) суммы налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов;
9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказы-ваемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностран- ной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества на- логоплательщика;
10) расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Феде- рации;
12) расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации и др.
Полный перечень расходов представлен в ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.
Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банке или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав.
Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
Все расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы.
Обоснованные расходы – экономически оправданные затраты. Оценка которых выражена в денежной форме.
Документально подтвержденные расходы – затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Рис. Расходы на приобретение основных средств при УСН
