Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
средневековье.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
41.5 Кб
Скачать

2.2. «Северные письма» — особый стиль древнерусской иконописи

Русский Север по праву можно назвать заповедником народной культуры, в котором бережно сохраняются национальные традиции. Эти земли с древнейших времен осваивались русскими людьми и были неотъемлемой частью территории русского этноса. Сюда не докатилась волна монголо-татарских нашествий, дотла разоривших многие города и земли Древней Руси, и, когда почти на всей русской территории развитие культуры приостановилось, на Севере она продолжала совершенствоваться. Именно поэтому здесь сохранились многочисленные памятники материальной культуры, деревянного зодчества и крестьянского творчества, старинные песни и былины.

В связи с территориальным расположением и климатическими условиями: отдаленность от центра, близость к воде, островная жизнь,- восприятие мира и жизни жителей Русского севера отличалось от центральной части России. Северяне издавна отличались особым религиозным чувством — в них соединялись свободолюбие и смирение, мистицизм и практицизм, страсть к знаниям, западничество и стихийное чувство живой связи с Богом . Эти отличия особенно проявлялись в духовной культуре. Наглядно это видно в храмовых сооружениях, оригинальности местного стиля иконописания и образах особо почитаемых святых.

На Севере утвердилась местная иконописная традиция – «Северные письма».

Этот термин отражает особый характер северной живописи, отличающий её от живописи Москвы, Твери, Пскова и Новгорода, с которыми связывается понятие “иконописные школы”. Ведь действительно северное иконописание никогда не обладало тем внутренним единством, которым были отмечены произведения крупных художественных центров. “Живопись Севера, — пишет Э. С. Смирнова, автор, по существу, первых фундаментальных исследований северного искусства, — это в конечном счёте крестьянское искусство, искусство огромной “мужицкой Руси”. Она позволяет судить о художественном мире глухих и отдалённых деревень, почти не оставивших от допетровского времени других произведений искусства, кроме икон.

Это “деревенское творчество” испытывало сильнейшее воздействие искусства крупных городских центров, но и само, в свою очередь, вряд ли прошло бесследно для истории русской культуры. Оно составляло её органическую часть, её самый почвенный, “простонародный слой”.

“Северные письма” характеризуются, прежде всего, простонародностью образов, бесхитростностью замысла и его претворения. Здесь тщетно было бы искать особой тонкости чувств, но здесь всегда подкупает глубокая искренность, наивное и чистое простосердечие, в надписях нередко дает о себе знать местный говор, в орнаменте — прямая связь с предметами прикладного искусства, обслуживавшими быт, в лицах святых — воздействие местного крестьянского типажа. Плоские фигуры чаще всего изображаются в застывших позах, драпировки трактуются с помощью прямых, резких линий, горки второго плана обретают упрощенные и укрупненные формы. В колорите доминируют приглушенные, несколько мутные тона, прекрасно гармонирующие с интерьерами деревянных церквей и с мягкими красками северного пейзажа.

В отношении техники исполнения икон можно сказать, что в них нет корпусного, тщательно сплавленного письма, нет тонких “движек”, уступивших место размашистым бликам, грубо растертые краски накладываются жидким прозрачным слоем, так что порою видны зерна красителя, грунт неровный, паволока необязательна, доска грубо обработана. В этой бесхитростной живописи все “препросто”, но все полно особого очарования, свойственного живому народному творчеству.

Круг тем северных художников далеко не оригинален. Большинство из встречающихся на северных иконах святых связаны с сельскохозяйственными культами и иными народными верованиями, что достаточно широко известно. Остатки языческих воззрений, приписывавших тем или иным святым важную роль в различных крестьянских делах, были на Севере гораздо более сильны, чем в других районах России

Заключение

Подводя итог данному исследованию. следует отметить, что на протяжении всей истории христианства, иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев.

Икона — это не просто «картина» с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

Иконопись — это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.

Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.

У иконы есть своя история — были моменты расцвета, упадка, забвения и вновь возрождения. Икона самобытна, потому что неразрывно связано с культурой русского народа, с его религией, верой. Она воплощает в себе величие русской души, ее многогранность и духовность.

Именно эта самобытность иконописи, ее принадлежность к православию, ее святость тесно переплелись с русской историей, культурой. Именно русская икона стала эталоном, который воплощает в себе духовность народа, его веру.

Можно сказать, что активно провозглашаемое понятие о светлых духовных началах человечества является основным внутренним смыслом древнерусской иконы на всём протяжении её существования. Думается, что в первую очередь именно поэтому столь, казалось бы, удалённое от нас по времени искусство иконописи и ныне не оставляет равнодушным современного зрителя не только в России, но и далеко за её пределами.