- •35. Значение ораторского искусства в Риме; выдающиеся ораторы (судьбы и творчество).
- •36. Светоний и Салюстий – памфлет или историческое сочинение
- •37. Вергилий и его поэтическое творчество.
- •28. Лирика Катулла
- •39. Философ и поэт Лукреций Кар
- •40. Политическая пропаганда Октавиана Августа и труд Тита Ливия
- •41. Творчество и судьба Овидия
- •42. Значение энциклопедического труда Плиния Старшего.
- •43. Этические представления и «повороты» судьбы Сенеки Младшего.
- •45. Историки позднеантичного времени.
- •48. Писатели и поэты I в. Н. Э.
- •47. Творчество Тацита
45. Историки позднеантичного времени.
С провозглашением Диоклетиана императором (284–305 гг.), созданием новой системы управления – тетрархии (2 августа – Диоклетиан и Максимиан и 2 цезаря – их помощники и будущие преемники – Галерий и Констанций I) для Римской державы начинается новый этап развития. Одной из задач новой системы являлось предотвращение гражданских войн, а для того, чтобы уничтожить центростремительные тенденции провинций в конце III – начале IV в.:
проведена административная реформа.
Сенаторское сословие, начавшее утрачивать позиции в эпоху «солдатских императоров», в IV в. фактически полностью уступило свои властные полномочия императорскому двору.
в государстве формировалась новая элита, пополняемая выходцами из варварской среды, которые дослужились в армии до высоких офицерских постов.
начало IV в. стало переломным и в идеологической сфере.
время тетрархов– это последний период гонений на христиан, среди которых уже возникли догматические споры. Эдикт о равноправии христианства и язычества при Константине I, а затем и принятие христианства в качестве государственной религии превратило христиан из гонимых в борцов против язычников.
События III в. – фактически непрерывные военные действия, связанные с борьбой претендентов за обладание высшей властью, пограничные конфликты с варварами, безусловно, отразились на состоянии культурной жизни государства. Но потребность в образовании у определенных слоев общества не исчезла; продолжали функционировать ведущие научные и философские школы. IV в. – это время появления популярных и ранее жизнеописаний, и исторических трудов, в которых прослеживается стремление охватить события, начиная с возникновения Рима (Аммиан Марцеллин), и кратких хроник, где выделены только основные события из истории великой державы (Евтропий). Последние, вполне вероятно, создавались по императорскому заказу, с тем чтобы дать представление о прошлом у формирующейся «новой элиты», которой философия и литературные произведения высокого стиля не были нужны.
На последние века существования единого государства в условиях безусловного господства христианства приходится творчество языческих риторов и ораторов, защищавших языческие ценности и памятники (Либаний и «последний римлянин» Аврелий Симмах). После Константина I исчезла необходимость в «слове», защищающем новую веру, акцент сместился на внутрицерковную дискуссию – между кафоликами (правоверными) и еретиками. На смену биографиям приходит такой литературный жанр, как Житие, на смену светской истории, последним представителем которой считается Аммиан Марцеллин, – история церкви.
Среди произведений исторического плана позднеантичной эпохи следует отметить «Scriptores historiae Augustae» («Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана»). Шесть авторов биографий, вошедших в историографию под именем «сочинители истории Августов», адресуют труд Диоклетиану или Константину, однако современные исследователи полагают, что они написаны одним человеком (или несколькими писателями) не ранее 390 г. Сочинители истории Августов создали биографии Адриана, Антонина Пия, Марка Аврелия и его сына Каракаллы, изобразив события последнего периода относительного процветания Империи и деяния многочисленных «солдатских императоров», начиная с принципата Северов (Септимий, Каракалла, Галиогабал, Александр). Завершает SHA приход к власти выходца из Фракии Диокла (Диоклетиана), ставшего создателем новой системы – тетрархии. Достоверность отдельных событий, упоминаемых «Сочинителями истории Августов», вызывает сомнения, хотя авторы и приводят ссылки на труды предшественников. SHA является источником не столько для изучения особенностей исторического развития эпохи, сколько отражением ее литературных пристрастий. Излагая по строгой схеме биографии императоров и узурпаторов (происхождение, должности, войны, удивительные случаи из жизни и ее конец), авторы (автор) останавливали внимание на чудесах и предсказаниях. Подразделяя императоров «на хороших и плохих», они выполняли дидактическую задачу времени – создание образа «положительного императора» Диоклетиана и упоминаемого, но не присутствующего на страницах труда Константина.
Евтропий (IV в.). В 10 книгах, две из которых посвящены событиям после убийства Александра Севера, автор привел наиболее значимые внешне- и внутриполитические события из истории Римской державы, создав тем самым краткий справочник – компендиум, в котором оценка деятельности выдающихся римлян и императоров дана в духе сложившейся традиции. Системность и краткость изложения событий сделали сочинение Евтропия своеобразным учебным пособием, которое существовало на обоих языках государства и сохранило популярность спустя десятилетия. Сочинение Евтропия – это истоки развития нового вида исторических трудов – «всемирных хроник», характерных для средневековой эпохи.
Отличительной особенностью исторических трудов данного вида являлось:
фактически полное отсутствие «оценочного фактора» и ссылок на источники информации.
Исчезла и такая характерная для античной историографии черта, как «цитирование речей» политических деятелей (это было невозможно при создании кратких исторических сводок) и обращение к документам, с тем чтобы уточнить свидетельства предшественников.
выборочная сухая фиксация событий, отход от традиций античной историографии, «сознательное умалчивание» фактов стали причинами того, что Евтропий, несмотря на популярность его труда и у современников, и у потомков, не заслужил высокой оценки современных историков, которые характеризуют его сочинение как «поверхностный компендий истории Рима».
Однако оценивать труд историка следует не с позиций сегодняшнего дня, а того времени, на которое приходилась его деятельность: Евтропий «выполнял» заказ и правившего императора, и своей эпохи.
Аммиан Марцеллин (нач. 30-х гг. IV в.). Прославил историческую науку позднеантичного времени. Краткие биографические упоминания в «Res Gestae» («Деяниях») свидетельствуют, что владеющий латинским и греческим языками историк, придерживавшийся языческих взглядов, происходил из Антиохии (Сирия); служил в лейб-гвардии и участвовал в походе Юлиана Отступника в Персию; много путешествовал; с 80-х гг. IV в. жил в Риме, где работал над трудом, в котором освещены события от 96 г. до 378 г. Сохранились только последние книги сочинения, посвященные 353–378 гг. Примечательна характеристика, которую он дал собратьям по перу, не называя их имен: «И так как историк, сознательно умалчивающий о событиях, совершает, очевидно, не меньший обман, чем тот, кто сочиняет никогда не случавшееся». Хронологически следуя Тациту, Марцеллин год за годом описал события, заимствуя свидетельства у предшественников, но при этом тщательно отбирая и проверяя информацию. Его оценки происходившего отличаются адекватностью; он не злоупотреблял анекдотами, как это было характерно для писателей позднеантичной эпохи. В отличие от авторов «Scriptores historiae Augustae», Аммиан Марцеллин создал историю именно Римской империи, включив в повествование множество действующих лиц, которые в отдельные периоды способствовали ее процветанию. Но на смену Риму уже пришел Константинополь, на смену историкам-язычникам – христианские авторы.
