Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kultura_1-34-2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
403.46 Кб
Скачать
  1. Памятники древнейших цивилизаций Эгеиды; их значение

Генрих Шлиман (1822 - 1890 гг.). Шлиман, поверив в считавшиеся легендарными свидетельства Гомера, открыл Трою, раскопал Микены и Тиринф. В детстве будущий знаменитый археолог не смог получить систематического образования, его юношеские годы – это борьба за существование. Будучи учеником в лавке, затем рассыльным в небольшой торговой фирме, он начал изучать языки, выработав при этом собственный метод. Судьба привела его в Амстердам, где впервые пригодилось его знание языков. Г. Шлиман, освоивший и русский язык, в качестве представителя одной из фирм приехал в Петербург. Торговый успех сопутствовал ему, и через некоторое время он основал собственное дело. Упрочивший состояние на военных поставках во время Крымской войны, Г. Шлиман закрыл предприятие и совершил в 1864–1866 гг. кругосветное путешествие. В 1868 г. он впервые вступил на землю Древней Эллады, зная к этому времени новогреческий и древнегреческий языки. В 1871 г. начинаются раскопки на холме Гиссарлык.

Он провел раскопки на том холме, на котором стоял Илион (Троя) исторических времен, и который теперь называется Гиссарлыком. На глубине от 6 до 10 метров под пластами земли, отложившимися в течение веков один на другом, и содержащими в себе развалины нескольких поселений, существовавших тут одно после другого, Шлиман нашел развалины, которые, по мнению его и многих ученых, должны считаться развалинами Гомеровской Трои. Во время раскопок Г. Шлимана на холме Гиссарлык было обнаружено семь последовательно сменявших друг друга «городов». Руины одного из них он принял за дворец Приама, мифического правителя Илиона времен Троянской войны. Шлиман не смог правильно интерпретировать археологический материал. После его смерти Вильгельм Дерпфельд (сотрудничавший с ним в последние годы раскопок) установил, что на Гиссарлыкском холме сохранились остатки девяти поселений.

После Трои внимание Г. Шлимана привлекли руины Микен (1874 г.), которые описаны греческим историком Павсанием. Здесь он обнаружил некрополь с шахтными и купольными гробницами. Одна из гробниц получила название «сокровищницы Атрея». Она было огромного размера, богато украшенная резьбой, что свидетельствовало о высоком уровне ахейского строительного искусства. Микены были образцом неприступного городского центра, расположенные на высоком холме, опоясанные несколькими рядами оборонительных стен с хитроумно построенными воротами и высокими башнями, надежно защищавшими дворец и различные хоз. постройки, хранилища, мастерские и жилища ремесленников. Рядом с воротами, которые получили название Львиных ворот из-за того, что их украшали скульптуры львов, находился некрополь для обитателей дворца.

Удачными были и раскопки Тиринфа (1884), родины Геракла. Цитадель Тиринфа поражает монументальными размерами. Ее стены сложены из громадных глыб массой до 12 т (так называемая циклопедическая кладка, которую могли выполнить, по мнению поздних писателей, великаны-циклопы), причем толщина стены достигала в ряде случаев 17 м. В центре цитадели находился царский дворец, защищенный, в свою очередь, особыми оборонительными сооружениями. С южной стороны дворцового комплекса он открыл внутренний дворик, окруженный колоннадой, в центре - прямоугольное помещение (мегарон) с круглым очагом и креслом для правителя ( мегарон называют также тронным залом). Удивление вызывали ванная комната, атриум и пропилеи, остатки росписи стен, на которых изображен могучий бык «со всадником». Находки керамики свидетельствует о связях Тиринфа со странами Востока.

Древнейшим очагом цивилизации Эгеиды является гористый остров Крит, обращенный в сторону африканского и азиатского побережий Средиземного моря. С глубокой древности здесь перекрещивались морские дороги, ведущие на Балканы, к побережью Малой Азии, в Сирию и Северную Африку. В истории цивилизации (возникла ок. 7 тыс. л. до н.э.) острова принято выделять несколько периодов: преддворцовый, ранних дворцов, новых дворцов (закончился катастрофой: землетрясение, пожар, внутренние междоусобицы – неизвестно), Третий дворцовый и постдворцовый. Центральное место среди дворцов о. Крита со временем стало принадлежать Кносскому, разрушенному после катастрофы, но единственному восстановленному.

Воссоздание истории дворца принадлежит Артуру Эвансу и многим исследователям, которые исследовали его руины во второй половине ХХ в. Артур Эванс (1851–1941) родился в состоятельной семье, получил образование в лучших университетах Англии и Германии и, в отличие от Г. Шлимана, являлся признанным специалистом по истории Греции. Но и в его жизни большую роль сыграл случай. Эванс увлекался собиранием древностей и однажды к нему попала печать с изображением головы волка, барана и птиц. Узнав, что она куплена в Афинах, Эванс решил выяснить ее происхождение. Оказалась, что печать найдена на Крите. В конце 19 века Эванс планирует начать раскопки Кносского дворца (недалеко от Ираклиона), однако турецкие власти не разрешают ему этого делать. Лишь в начале 20 века удача сопутствует учёному. Около тридцати лет посвятил А. Эванс изучению Кносского дворца, а открытая им культура была названа по двум наиболее известным в тот период центрам Крито-Микенской. А. Эванс полагал, что Минойский Крит оказывал существенное влияние на континентальный мир. Дворцовый комплекс («новый» дворец), открытый Эвансом, оказался грандиознее, чем в Микенах и Тиринфе, и имел более сложный план: многочисленные помещения окружали мегароны царя и царицы. Стены украшали фрески: игры с быком, бытовые сюжеты, торжественная процессия с изумительно исполненными женскими фигурами, рисунки двустороннего топора (как рога быка) – лабриса, что и послужило основанием именовать его лабиринтом уже в Древности. Раскопки Эванса и последующих поколений археологов выявили, что первые дворцы были разрушены землетрясением. «Новый» Кносский дворец имел 3 этажа и несколько сотен хозяйственные и жилых помещений, группировавшихся вокруг центрального двора, который, вероятно, использовался для сакральных празденств, посвященных быку Минотавру (мифическому обитателю лабиринта). Дворец делился на два крыла и не был укреплен. Возможно, потому, что, во-первых, море являлось естественной границей, во-вторых, все расположенные на Крите поселения и другие дворцы к этому времени были подчинены Кносскому. Дворец являлся не только местом обитания правителя и тех, кто обслуживал нужды живших в нем, на нижнем его этаже располагались кладовые, где хранилось все то, что собиралось с подвластного населения.

В «новых» дворцах Крита во время раскопок обнаружены глиняные таблички с линейным письмом «А», которое не дешифровано, поэтому многие детали жизни населения острова, характер связей правителей дворцов, из взаимоотношения друг с другом, как и с островным миром Эгеиды, остаются гипотетичными. Но А. Эвансу удалось доказать, что критяне обладали мощным флотом, имели торговые связи с Сирией, Финикией, Египтом.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]