Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рос. зак-во Х-ХХ вв. Т. 6. Зак-во 1-й пол. 19 в.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.44 Mб
Скачать

Статья 3

Статья устанавливает особую группу крестьян, получивших по указу наименование обязанных. Количество таковых было ничтожно мало.

Статья 4

Статья сохраняет за обязанными крестьянами несение рекрутской повинности по общему очередному порядку, установленному Рекрутским уставом. Помещик уже не вмешивался в решение этого вопроса. Правда, по договору М. Воронцова с крестьянами, сельское общество могло с согласия помещика или управляющего отдавать крестьян в рекруты за «развратное» поведение38 [См. там же, с. 95]. С 1846 года обязанные крестьяне своим мирским приговором с утверждения помещика или управляющего, имеющего на это полномочия, могли отдавать в рекруты вне очереди «неисправимых и вредных» обязанных крестьян39 [ПСЗ 2-е, т. XXI, №19640, ст. 1681].

Статья 5

Статья регламентирует вопросы, связанные с запасами продовольствия на случай неурожая и с пособиями в случае пожара. Все это осуществлялось за счет средств обязанных крестьян, которые вносили для таких целей определенное количество зерна в одних губерниях или денег – в других. В соответствии с Уставом об обеспечении народного продовольствия40 [См.: Свод законов Российской империи. СПб., 1832, т. 13], в каждой губернии создавались комиссии продовольствия, на которые возлагалась обязанность принимать меры по обеспечению крестьян продовольствием в неурожайные годы, на местах эти обязанности возлагались на местную администрацию.

Статья 6

Статья носит открыто феодальный характер. На помещиков возлагается обязанность учреждения в селениях обязанных крестьян вотчинного управления. Например, по договору М. Воронцова с крестьянами, вотчинное управление состояло из управляющего, бурмистра, вотчинного писаря, назначавшихся помещиком, и двух старост, избираемых крестьянами и утверждаемых помещиком. На мирские сходы крестьяне могли собираться лишь 3 раза в год в строго определенные сроки. Для собрания в другое время требовалось разрешение помещика и управляющего имением. Расходы на содержание вотчинного управления несли сами крестьяне41 [См.: Семевский В. И. Указ. соч., т. II, с. 95]. Таким образом, вотчинное управление обязанных крестьян фактически находилось в руках помещиков. Помещики же осуществляли высшее наблюдение за сельской полицией и за исполнением законов о сельском благоустройстве, другими словами, наделялись определенными полицейскими и прокурорскими функциями.

За помещиками сохранялась вотчинная юстиция, т. е. право суда и вынесения приговора за проступки и маловажные преступления обязанных крестьян, а также первоначальный разбор всех гражданских дел между ними. В указе не определяется, за какие проступки и маловажные преступления помещики имели право суда над обязанными крестьянами. В 1846 году в статью было внесено изменение. Теперь в отношении обязанных крестьян помещики «имели право суда и расправы в таких преступлениях и проступках, за которые в законах не полагается лишение всех прав состояния», а в примечании разъяснялось, что «отдача в смирительные и рабочие домы или в исправительные арестантские роты гражданского ведомства, а равно и удаление из общества неисправимых и вредных обязанных крестьян чрез отдачу в рекруты без очереди или представление в распоряжение губернского правления определяются мирским приговором с утверждения самого помещика или такого управляющего, который имеет особое для сего уполномочие»42 [ПСЗ 2-е, т. XXI, № 19640, ст. 1681].