Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рос. зак-во Х-ХХ вв. Т. 6. Зак-во 1-й пол. 19 в.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.44 Mб
Скачать

Преамбула

В ст. 440 т. 9 Свода законов о состоянии35 [О сословном положении] людей в государстве речь идет о том, кто может вступать в разряд свободных хлебопашцев. Статья 457 Свода законов (т. 9) гласила, что крепостные крестьяне, получающие свободу с условием воспользоваться ею после смерти помещика, могли записаться в свободные хлебопашцы, если не было возражений со стороны наследников или если спор по этому поводу был решен не в их пользу. В пункте 3 ст. 442 Свода законов (т. 9) содержится следующее положение: крепостные крестьяне могли заключать с помещиками соглашения, по которым они обязывались на известное число лет, или до смерти помещика, или «навсегда» исправлять определенные повинности, либо «платить подать деньгами или произведениями». Условия эти были обязательны как для помещика, так и для наследников и для покупателей имения. Законодатель конкретизирует в данном указе положения вышеприведенной статьи, используя ее содержание.

Помещичья собственность на землю сохранялась, а крестьяне получали от помещиков в пользование участки земли за несение обусловленных договором повинностей. Просматривается явное стремление феодального государства сохранить феодальные отношения, вотчинную земельную собственность дворянства как социальной опоры самодержавия.

Четко фиксируется возмездный характер договора помещиков с крестьянами. Стороны могли при обоюдном согласии вносить в договоры различные условия, но при непременном соблюдении главных правил, закрепленных в девяти статьях данного указа.

С тем чтобы иметь представление об условиях договоров, обратимся к соглашению графа М. Воронцова с крестьянами имения Мурино Петербургского уезда Петербургской губернии (492 души мужского пола), утвержденному царем в июне 1843 г.36 [См.: Семевский В. И. Указ. соч., т. II, с. 93–95], тем более что эти условия должны были служить известным образцом при заключении подобных договоров. Крестьяне получили по договору в пользование 1408 десятин пахотной и сенокосной земли – почти на 300 десятин меньше, чем они имели в пользовании до заключения договора. За это они обязывались ежегодно платить помещику поземельный оброк в размере 3666 рублей. Крестьяне же получили по договору право приобретать движимое и недвижимое имущество, вступать в обязательства, заниматься торговлей, учреждать фабрики, вступать в брак без согласия помещика; их не могли обратить в дворовых людей.

Статья 1

Статья определяет повинности крестьян по договорам в общем виде: либо в форме денежного оброка, либо натурального, либо барщины или иной какой-либо работы. Размеры повинностей не устанавливались указом. Все зависело от обоюдного соглашения сторон.

Статья 2

Статья возлагает обязанность, в случае неисполнения крестьянами договорных обязательств, понуждать их к этому на земскую полицию под руководством уездных предводителей дворянства и под наблюдением губернского правления, не раскрывая полномочий этих органов в данном вопросе. Конкретных юридических гарантий исполнения договоров в статье не содержится. В определенной степени устранить этот пробел указа должно было утвержденное царем 10 июня 1846 г. мнение Государственного совета, в соответствии с которым министру внутренних дел было поручено объявить через губернских и уездных предводителей дворянства помещикам, увольняющим своих крестьян в обязанные, что они могут для обеспечения выполнения договоров со стороны крестьян включать в договоры следующие условия: при отказе крестьян выполнять обусловленную договором обработку помещичьей земли для возмещения ущерба помещику по распоряжению уездного предводителя дворянства и при содействии земской полиции обращать в пользу помещика имущество виновных крестьян, за исключением лишь того, что нужно для уплаты податей, на продовольствие и посев, орудия и скот для сельских работ; в случае неисправного платежа обусловленного договором оброка недоимки пополнять продажей всего принадлежащего неаккуратным плательщикам движимого имущества, за исключением того, что решительно необходимо в сельском быту, если же этого окажется недостаточно, то привлекать виновных с разрешения начальника губернии и под наблюдением уездного предводителя дворянства по указанию помещика на работы в его имении до погашения долга37 [См.: Семевский В. И. Указ. соч., т. II, с. 100] .