Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рос. зак-во Х-ХХ вв. Т. 6. Зак-во 1-й пол. 19 в.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.44 Mб
Скачать

Параграф 19

Параграф указывает на общую для всех министерств и главных управлений структуру основных их подразделений. Численность этих подразделений зависела от сферы деятельности {предметов занятий) министерства и подвергалась постоянным изменениям: департаменты упразднялись (или передавались в ведение других министерств и ведомств), возникали (или переводились из состава других министерств), объединялись, разделялись, так же как и отделения, канцелярии, особенные установления. О структуре различных министерств и ее изменениях см. комментарий к § 4–15.

Параграфы 20–24

Параграфами определяется четкая и единая для каждого министерства структура главного его подразделения – департамента. Она построена по типу основных подразделений (департаментов) Сената и Государственного совета. Тем самым Сперанский добивался единой структуры подразделений всех высших органов государственного управления.

Параграфы 25–29

Параграфы предусматривают образование совета при министре только в крупных министерствах с несколькими департаментами. Закон, как видим, четко фиксирует и состав лиц, входящих в министерские советы.

Совет, состоявший из начальников структурных частей министерства, был совещательным органом. Его заключения не имели обязательной силы для министра. Но если министр представлял данное дело «на высочайшее усмотрение» (т. е. императору), то он должен был кратко изложить мнение совета в своем докладе. Состав и компетенция советов при каждом министре определялись особыми правилами.

Параграфы 30–34

Общие присутствия при департаментах строились по тому же принципу и выполняли те же функции, что и советы при министре. В состав их входили начальники подразделений департамента, председательствовал в присутствии директор департамента, сами присутствия были совещательными органами при директоре департамента, для которого решения присутствия также не имели обязательной силы.

Таким образом, и совет при министре, и общее присутствие при директоре департамента не являлись коллегиальными органами управления. Тем самым достигались строгое единоначалие и подчиненность низшего подразделения (а точнее, управляющего им лица) высшему.

Заслуживают внимания § 30, 33 и 34, предусматривающие приглашение на заседания, совета при министре или общего присутствия при директоре департамента (по усмотрению в первом случае министра, во втором – директора) фабрикантов, заводчиков, купцов, ученых, инженеров и лиц «свободных профессий». Некоторое участие верхов буржуазии и интеллигенции в совещательных органах центрального управления – показатель новых социальных сдвигов в стране, с которыми не могли не считаться правящие верхи. Правда, указанные лица привлекались лишь в качестве специалистов-экспертов по вопросам, разрешение которых требовало специальных познаний.

Параграфы 35–38

Канцелярия министра ведала общими делами, касающимися всех департаментов министерства, а также особо важными делами, не относящимися к какому-либо департаменту, но входящими в сферу компетенции министерства и разрешавшимися непосредственно самим министром. Канцелярия министра была и его рабочим органом, координировавшим делопроизводство министерства, она осуществляла связь министра со всеми структурными частями министерства и подчиненными ему учреждениями. Канцелярия существовала на правах департамента и имела ту же структуру (отделения, столы), что и департамент. Для выполнения технической работы в канцелярии предусматривался расширенный по сравнению с департаментами штат секретарей, писцов, переводчиков, архивистов и пр.