Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рос. зак-во Х-ХХ вв. Т. 6. Зак-во 1-й пол. 19 в.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.44 Mб
Скачать

Статьи 456–464

Статьи устанавливают ответственность за правонарушения чиновников судебного ведомства по некоторым категориям дел. В соответствии со Сводом законов, а впоследствии – с Учреждением судебных установлений, должностные лица судебного ведомства привлекались к ответственности или в порядке дисциплинарного производства, или по приговорам уголовного суда. Правила дисциплинарного производства излагались в разделе VIII Учреждения судебных установлений. Особый порядок судопроизводства по уголовным делам должностных лиц судебного ведомства был определен в разделе III книги III Устава уголовного судопроизводства.

Субъектами преступлений и проступков, предусмотренных данными статьями, являлись главным образом судебные следователи, но в тех случаях, когда предварительное следствие производилось иными должностными лицами, например по делам о государственных преступлениях – членами судебной палаты, они также могли привлекаться к ответственности по этим статьям. По толкованию высшего дисциплинарного присутствия Сената, действие данных статей распространялось не только на должностных лиц, проводивших предварительное следствие, но и на собственно судебное следствие, на действия судей в процессе его производства. Так, по ст. 456 были квалифицированы проступки председателя и членов окружного суда: они вынесли обвинительный приговор сознавшемуся подсудимому без судебного следствия, вопреки требованию прокурора, чем нарушили ст. 682 Устава уголовного судопроизводства.

Статьи 465–474

Наличие в главе XI отделения, посвященного проступкам и преступлениям должностных лиц межевой части, не случайно. В царской России, где основным богатством и средством производства была земля, чиновники-землемеры играли значительную роль. Она не ограничивалась измерениями с помощью веревки и сажени. Чиновники межевых дел являлись, по сути, судьями по делам о земельной собственности, особенно во второй половине XVIII – первой половине XIX века, когда в России проводилось генеральное межевание, состоявшее в систематическом хозяйственно-географическом описании в межевых книгах и планах всей территории страны, установлении и юридическом оформлении границ всех земельных владений. В 30–50-х годах XIX века проводилось также размежевание совместных владений – так называемое полюбовное межевание. Эпизодически совершалось так называемое коштное межевание, проводившееся по желанию помещиков и за их счет уездными землемерами. Межевым делом в стране руководила межевая экспедиция, а затем межевой департамент Сената. В Москве межевыми делами ведала межевая канцелярия, созданная еще в 1765 году. В губерниях создавались межевые конторы и комиссии, которые руководили «землемерными партиями». Эти партии возглавляли землемеры, для производства генерального размежевания им придавались даже военно-рабочие роты319 [См.: Герман И. Е. История русского межевания. М., 1914, с. 228–237].

Законодательство о межевании было кодифицировано в Своде межевых законов, составившем вторую часть тома X Свода законов Российской империи. Но наряду с ним существовало еще немало законов и инструкций по разным вопросам межевания и устройства межевой части320 [См. подробнее: Рудин С. Д. Межевое законодательство и деятельность межевой части в России за 150 лет. Пг., 1915]. Взыскания за нарушение некоторых важнейших положений этого сравнительно обширного законодательства и составили основу второго отделения главы XI.