Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АУТИЗМ Хельмут Ремшмидт.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
325.58 Кб
Скачать
  1. Нарушения эмоционального развития

“Аффективная теория” Hobson [Hobson, 1984, 1986а, 1986b] опирается, с одной стороны, на работу Каппег (1943), с другой — на теорию Piagets (1923). Hobson (1986а) разделяет мнение Каппег, что аутичные дети имеют врожденное нарушение эмоциональных контак­тов. Такой первичный дефицит аффективности предпо­лагает ограниченную способность воспринимать физи­ческие проявления различных состояний других людей

Hobson (1984) доказал, что трудности, которые ау­тичные дети испытывают в понимании других людей, не обусловлены ограниченным восприятием простран­ства.

Для проверки своей гипотезы Hobson (1986а) тести­ровал аутичных детей с нормальным интеллектуальным развитием и детей с отставанием в развитии, но без признаков аутизма Он проверял их способность среди лиц, изображенных на рисунке или на фотографии и имеющих разные выражения (злость, счастье, несчас­тье, страх), выбирать те, которые совпадают с чувством, изображенным в короткой видеозаписи. Показанный в фильме человек выражал, например, страх с помощью жестов или невербальных восклицаний. Аналогичную задачу перед больными аутизмом ставили, предъявляя им объекты, не имевшие эмоционального содержания. При этом аутичные дети и дети из контрольной группы не отличались при выборе безличностных объектов на соответствующих видеозаписях. Как и ожидалось, они хуже определяли на видеозаписи лица, выражающие предлагаемые варианты чувств. В группе аутистов была выявлена зависимость между способностью правильно описать чувства и интеллектуальной зрелостью ребенка. Из этого Hobson заключил, что аутичные дети испыты­вают трудности в распознавании, осмыслении и связы­вании между собой различных проявлений соответству­ющих эмоций (жестов, восклицаний и т.п ). Это в свою очередь могло ухудшать их способность понимать эмо­циональное состояние других людей.

В дальнейшем при исследовании этих же детей [Hob­son, 1986b] ученый проверил, могут ли аутичные дети распознавать, каким образом жесты, отражающие от­дельные чувства, могут сочетаться с определенными восклицаниями и мимикой Полученные результаты подтвердили данные предыдущего исследования [Hob­son, 1986а], что аутичные дети понимали значение предъявляемого материала, но испытывали трудности в синтезе конкретных проявлений чувств (мимики, жес­тов, звуков и т п.).

В целом представленные результаты опровергают мнение о генерализованном нарушении восприятия у аутичных детей В большей мере эти данные подтверж­дают нарушение способа обработки информации. Rutter (1983) также полагает, что для аутичных детей харак­терна не недостаточная способность к интерпретации сенсорных раздражителей, а особый вид обработки сти­мулов, имеющих эмоциональную или социальную зна­чимость

  1. Нарушения когнитивных процессов и речевого развития

Baron-Cohen, Leslie и Frith (1985, 1986) полагают, что предложенная “аффективная теория” недостаточна для объяснения дефицита социализации у аутичных детей. Эти ученые говорят о наличии когнитивных дефицитов и в ходе различных экспериментов доказывают, что детям-аутистам трудно представить себе, что у других людей могут быть разные душевные состояния. Поэто­му они часто неправильно понимают поведение окру­жающих, относятся к последним как к неодушевлен­ным предметам и теряются, так как им сложно оцени­вать поведение других людей [Gillberg, 1990].

В ходе эксперимента, проведенного Baron-Cohen, Leslie и Frith (1985), детям давали поиграть с куклой и игрушечным сурком. Затем сурка спрятали в отсутствие куклы. 80 % обследованных детей-аутистов не поняли, что отсутствующая кукла не могла знать о том, где спрятан сурок, т.е. они не смогли отделить свои собст­венные знания от знаний куклы. И наоборот, сравни­ваемые с ними нормальные дети, так же как и дети с синдромом Дауна, правильно определили, что кукла не могла знать об изменении местонахождения сурка, упо­добляясь кукле, стали бы искать его на прежнем месте

Этот дефицит в понимании душевного состояния других людей, их размышлений, убеждений, мыслей и желаний отмечают также Dawson и Fernald (1987), ис­следовавшие способность больных аутизмом увидеть ситуацию с точки зрения другого человека. Leslie и Frith (1988) также отметили, что аутичным детям трудно по­нимать намерения и желания окружающих. Этот аспект болезни касается социального восприятия.

Способность увидеть мир с точки зрения другого обозначают в литературе термином “theory of mind” [Premack, Woodruff, 1978, Baron-Cohen, 1989], или “тео­рия психического мира” [в немецком издании обзора научных исследований Frith (1992) называет ее “психо­логией обыденной жизни”]. У нормально развиваю­щихся детей начало формирования “theory of mind” приходится на конец первого года жизни [Leslie, 1987].

Продолжая описанный выше эксперимент, Baron- Cohen (1989) обследовал детей-аутистов, перед которы­ми ставили задачу — понять точку зрения куклы (о чем думает кукла?). В этом эксперименте исследовали, спо­собны ли дети с аутизмом выполнить более сложное задание — понять позицию другого человека. Перед детьми разыгрывали сценку с участием трех действую­щих лиц, после чего они должны были ответить на вопрос: “Что думает одно из этих лиц, о чем думают другие?”. Правильно ответили на вопрос 90 % нормаль­ных детей и 60 % детей с синдромом Дауна, в то же время ни один ребенок-аутист не смог выполнить это более сложное задание на проверку “theory of mind”.

В дальнейшем оказалось, что фактор вербального интеллекта является необходимым, но недостаточным условием развития “theory of mind”. Эксперименты не прояснили вопрос, почему у аутичных детей эта спо­собность не развивается в достаточной степени.

Обобщая результаты приведенных здесь эмпиричес­ких исследований в области когнитивной психологии, отметим, что особенности социальных и межличност­ных контактов аутичных детей (например, недостаточ­ное понимание реакций окружающих или недостаточ­ность собственных реакций на различные внешние факторы) могут быть связаны со специфическими де­фектами социального восприятия. У детей с задержкой развития без признаков аутизма или у нормальных де­тей таких особенностей не наблюдается. Последние яв­ляются специфическими признаками аутизма. “Аффек­тивная” и “когнитивная” теории исследуют разные ас­пекты описанных нарушений восприятия, но не противоречат друг другу