Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АУТИЗМ Хельмут Ремшмидт.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
325.58 Кб
Скачать
  1. Повреждение и нарушение функций головного мозга

Многие исследователи сообщают, что у детей с синдро­мом Asperger в 43 [Gillberg, 1989] — 67 % [Rickarby, 1991] случаев наблюдались осложнения в дородовом или родовом (пренатальном или перинатальном) пери­одах. Возникает вопрос, обусловлен ли синдром Asper­ger осложненными родами или влиянием на плод кон­ституциональных факторов [Gillberg, 1998]. В целом создается впечатление, что частота пре- или перина­тальных осложнений у детей с синдромом Asperger ни­же, чем у детей с “high-functioning”-аутизмом.

Сложность всех этих исследований заключается в том, что они основываются на обследовании контин­гента клиник, и это не позволяет сделать эпидемиоло­гических выводов, так как речь идет о выборочном исследовании. У пациентов клиник описаны и другие нарушения функций головного мозга, но при наличии последних возникает вопрос, насколько они специфич­ны для синдрома Asperger, “high-functioning”-ayTH3Ma, раннего детского аутизма или аутистических расстройств в целом. Эти данные также имеют отношение к осо­бенностям строения гиппокампа (определенного участ­ка головного мозга, называемого также “аммониев рог”) и к нейрофизиологическим особенностям боко­вых и передних отделов коры головного мозга [Min- shew, 1992]. Наличие этих и других расстройств (вклю­чая нейропсихологические) позволяет сделать вывод, что как синдром Asperger, так и прочие аутистические синдромы являются следствием нарушения развития нейрональных связей, что в свою очередь ведет к ухуд­шению переработки сложной информации. Такое рас­стройство развития бывает обусловлено генетическими факторами, повреждением головного мозга и(или) воз­действием среды. Исследование пациентов с синдро- mom Asperger с помощью современных методов визуа­лизации не дало одинаковых результатов. До сих пор эти исследования не позволили сделать однозначных выводов.

Интересный результат получен при исследовании мо­лодых мужчин с синдромом Asperger методом позитрон­но-эмиссионной томографии (ПЭТ). Пробандам предла­галось решать задачи. В то время как у контрольной группы отмечали усиление регионального кровотока в левой лобной доле головного мозга, у обследуемых паци­ентов с синдромом Asperger выявляли усиление крово­тока в совершенно другом отделе лобной доли [Нарре et al., 1996]. Возможно, эти данные свидетельствуют о том, что у пациентов с синдромом Asperger нарушена функция лобной доли мозга (его передних отделов).

  1. Нейропсихологические расстройства

Как уже отмечалось, группа исследователей [Klin et al., 1995] выявила 6 нейропсихологических нарушений, яв­ляющихся надежными предикторами синдрома Asperger (признаками, указывающими на возможность его раз­вития). Другие 5 расстройств не были связаны с этим синдромом и были сильнее выражены у пациентов с аутизмом “с высоким уровнем функционирования” (“high-functioning’’-аутизмом). Все эти нарушения отно­сятся к сфере невербального расстройства обучения и охватывают тонкую моторику, зрительно-моторную ин­теграцию, зрительное восприятие пространства, фор­мирование невербальных концепций, грубую моторику и зрительную память. Что касается коэффициента ин­теллекта (IQ), то в ряде исследований показано, что при синдроме Asperger этот коэффициент, как правило, вы­ше, чем при “high-functioning”-аутизме Что касается расстройств речи, здесь нет ясности, хотя при “high-

functioning’’-аутизме они, по-видимому, встречаются чаще, чем при синдроме Asperger,

Следующая интересная концепция — “theory of mind”. Это понятие означает способность пациента распозна­вать психическое состояние (чувства и мысли) других лиц и свои собственные. В ряде исследований показа­но, что у детей с аутистическим расстройством и с “high-functioning”-аутизмом эта способность нарушена. Такое нарушение характерно и для детей с синдромом Asperger [Frith, 1991; Наррё, 1994]. У пациентов с упо­мянутым синдромом способность решать подобные за­дачи явно улучшается с возрастом [Bowler, 1992; Наррё et al., 1996], причем это не обязательно касается выпол­нения повседневных требований [Gillberg, 1998]. Име­ются другие данные о синдроме Asperger и “high-func­tioning”-аутизме, свидетельствующие о нарушениях зрительного восприятия, распознавания выражения на лице других людей и узнавания последних [Kracke, 1994], а также экзекутивных функций (стратегий целенаправ­ленного решения проблем), которые связаны с наруше­нием функций лобных долей мозга [Rumsey et al., 1985]. Согласно данным Gillberg (1998), есть 4 разные модели, описывающие взаимосвязь функционирования голов­ного мозга и поведения при “high-functioning”-аутизме и синдроме Asperger: “mentalizing” (ментализация, т.е. способность распознавать чувства и другие эмоцио­нальные состояния окружающих), центральная коге­рентность (способность воспринимать частности как единое целое), дефицит экзекутивных функций и нару­шение способности воспроизводить усвоенные знания. Возможны сочетанные расстройства в этих сферах и различные нарушения динамики развития. Эти данные указывают на наличие базальных расстройств, которые могут объяснить многие, если не все, симптомы син­дрома Asperger и “high-functioning”-аутизма. Дифферен­циация обоих синдромов на основе этой когнитивной модели пока невозможна.