Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Клюев Речевая коммуникация_Фрагмент 1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
600.58 Кб
Скачать

Р.В.Клюев

Речевая коммуникация

Предисловие

Глава 1. Адресант

§ 1. Инициация коммуникативного акта

§ 2. Модель 1: От меня не ждут инициации никакого коммуникативного акта

§ 3. Модель 2: От меня ждут инициации данного коммуникативного акта

§ 4. Модель 3: От меня ждут инициации другого коммуникативного акта

§ 4.1. Инициация коммуникативного акта, не имеющего прецедентов

§ 4.2. Инициация коммуникативного акта, тип которого вышел из употребления

§ 4.3. Инициация коммуникативного акта, трактуемого превратно или чрезмерно индивидуально

§ 4.4. Инициация неадекватно сигнализируемого коммуникативного акта

§ 4.5. Инициация коммуникативного акта, не поддающегося отчетливой вербализации

§ 5. Идентификация коммуникативного акта

§ 5.1. Модель 1: Коммуникативный акт неуместен

§ 5.2 Модель 2: Коммуникативный акт несовременен

§ 5.3 Модель 3: Коммуникативный акт дисбалансирван

§ 5.4 Модель 2: Коммуникативный акт несовременен

Глава 4. Референт.

§ 1. Коммуникативный акт и референция

§ 2. Выбор и презентация референта. Коммуникативная инициация

§ 3. Правило транспорта референта

§ 3.1. Правило фокуса

§ 3.2. Правило стереоскопии

§ 3.3. Правило панорамы

§ 3.4. Правило унитарности

§ 3.5. Правило изоморфизма

§ 3.6. Правило фиксирования референта

§4. Кросс-референция

Специально для серии «Психологический бестселлер»

Как мы представляем себе речевого партнера? Как речевой партнер представляет себе нас? Стремимся ли мы в ходе взаимодействия к одним и тем же результатам? Чем мы готовы и имеем право пожертвовать и что не может быть принесено в жертву? Манипулируем ли мы друг другом? Честны ли мы в своих установках и способны ли простить собеседнику предосудительные тактики речевого поведения? Влияют ли наши речевые действия на реальность?

На эти и многие вопросы еще в недалеком прошлом способна была ответить только психология — например, в ее бихевиористическом варианте. Однако сегодня, когда научные дисциплины становятся все более диффузными, права на то, чтобы заниматься подобными вопросами, оспаривает и лингвистика, все активнее учитывающая в своих построениях достижения психологии, в частности социаль­ном. Вот почему те, кто занимается проблемами речевой коммуникации, вынуждены балансировать между лингвистикой и психологией — независимо от того, отдают ли они себе в этом отчет.

С другой стороны, любой учебник по речевой коммуникации обречен быть метаязыковым предприятием, а стало быть, соотносится со следующим, например, вопросом: достаточно ли освоен нами язык общения для того, чтобы посредством его описать язык общения?

Вопрос этот, риторический по существу, превращается в совершенно практический, когда запрашивается информация о том, какими навыками необходимо обладать коммуникантам для того, чтобы осуществляемые ими речевые акты были успешными, то есть оставались не только фактами «вербальной действительности», но и приводили к ожидаемым результатам в действительности реальной?

Отсутствие надежных рекомендаций в этой области осознанно в настоящее время как едва ли не трагедия — особенно в связи с террористическими акциями против США, на фоне которых, в частности, стало очевидным, что главная беда нашего времени — неумение выстроить общую стратегию взаимодействия, не дающую сбоев. В этой связи коммуникативные просчеты даже на официальном уровне называются в качестве одной из основных причин мировых катаклизмов.

Прочувствованный наукой предшествующего столетия тезис, в соответствии с которым отнюдь не любое речевое взаимодействие есть общение, представляет собой, вне всякого сомнения, одно из главных завоеваний научной мысли соответствующего периода человеческой истории. В свете этого — общепринятого теперь — тезиса остро стоит вопрос о необходимости теоретического обоснования различий между речевым взаимодействием и речевым общением, с одной стороны, и о возможности осуществлять практический контроль за соответствующей стороной межличностной коммуникации — с другой.

Предлагаемое учебное пособие — шаг именно в этом направлении. Внимание автора направлено на основные составляющие коммуникативного процесса, рассматриваемые прежде всего в плане лингвистики, психологии, теории коммуникации, семиотики. Коммуникативный акт анализируется здесь как сложное образование, чья полноценность зависит от коммуникативных вкладов обоих партнеров речевого взаимодействия, осуществляемых с учетом всей совокупности экстралингвистических факторов. Многочисленные примеры конкретных речевых ситуаций дают возможность получить представление о том, до какой степени сложной оказывается практически любая ситуация повседневного взаимодействия — разумеется, в том случае, если отнестись к ней ответственно.

Разумеется, в актах конкретного общения следование всем описанным в этом учебном пособии нормам и правилам отнюдь не обязательно, да и едва ли возможно. Однако осознание того, что коммуникативный акт нуждается в постоянном контроле со стороны обоих участников речевой ситуации, а также знание наиболее уязвимых сторон речевого взаимодействия может оказаться именно тем практическим результатом, который способен будет повлиять на успешность общения тех, кто познакомится с этой книгой.

Клюев Е. В.,

конец сентября 2001 года,

Копенгаген