- •Глава 9. Классическая теория условных рефлексов
- •9.1. Безусловные и условные рефлексы
- •9.2. Образование условного рефлекса
- •9.2.1 Классификации условных рефлексов
- •9.3.Торможение условных рефлексов
- •9.3.1. Безусловное торможение
- •9.3.2. Условное торможение
- •9.4.Иррадиация и концентрация процессов возбуждения и торможения в коре по Павлову
- •9.4.1. Динамика процессов возбуждения и торможения при образовании условного рефлекса
- •9.5. Виды условных рефлексов
- •9.5.1. Условные рефлексы на комплексные раздражители
- •9.5.2. Условные рефлексы высших порядков
- •9.6. Динамический стереотип
- •9.6.1. Изменение динамического стереотипа у животных
- •9.7. Типы высшей нервной деятельности
- •Справка 9.3. О механизме временной связи
9.4.1. Динамика процессов возбуждения и торможения при образовании условного рефлекса
В лаборатории Павлова было установлено, что с увеличением силы условного раздражителя слюноотделительная реакция проявляется сильнее, но до некоторого предела этой силы. Если же сила раздражителя превысит такой предел, ответная реакция начинает уменьшаться. Уменьшение реакции происходит и вследствие продолжительного, более одной минуты, действия условного раздражителя умеренной силы без подкрепления его безусловным раздражителем. Как в первом, так и во втором случае Павлов объяснял уменьшение ответной реакции возникновением торможения в коре, индуцированного предшествующим возбуждением. При систематическом повторении таких стимулов они превращаются из возбуждающих в тормозные, что представлялось Павлову общей закономерностью, определённой им как «правило перехода корковой клетки в тормозное состояние». Он полагал, что сами возбуждённые клетки определяют такой переход для того, чтобы отдыхать и восстанавливаться.
Если условный раздражитель не сопровождается безусловным, то он теряет своё сигнальное значение, а благодаря возникающему при этом торможению кора, во-первых, не совершает напрасную работу, а во-вторых, осуществляет анализ внешних раздражений, дифференцирует их. При действии комплексных раздражителей в разных пунктах коры одновременно возникают и процессы возбуждения, и процессы торможения, которые сначала иррадиируют, а затем концентрируются в местах своего возникновения. Взаимная индукция противоположных процессов создаёт в коре мозаику возбуждённых и заторможенных участков, устанавливающих между собой функциональный баланс. Представленная схема не подтверждалась, однако, прямыми доказательствами, поскольку физиологическая природа процессов возбуждения и торможения была не известна: «вопрос об отношении между раздражением и торможением остаётся вопросом, пока упорно не поддающимся решению. Что это: одно ли и то же, превращающееся одно в другое при определённых условиях, или крепко спаянная пара, вращающаяся при определённых условиях, и открывающаяся то в меньшей, то в большей мере».11
Считая всю кору местом окончания анализаторов, Павлов видел её роль, прежде всего, в разложении на отдельные элементы сведений, поступивших от различных рецепторов. Затем, после анализа раздражений происходит синтез, который обеспечивается замыкательной функцией коры, обусловленной взаимодействием нервных центров. Замыкательная способность коры необходима для переключения афферентных сигналов на эфферентные проводящие пути посредством вновь образующихся временных связей, которые соединяют афферентные и эфферентные звенья рефлекторных дуг условных рефлексов.
Павлов рассматривал любую деятельность мозга, в том числе и необходимую для осуществления психических процессов, как условнорефлекторную. Эта концепция легла в основу его учения о высшей нервной деятельности (Справка 9. 4).
9.5. Виды условных рефлексов
Концепция высшей нервной деятельности основана на понимании любого психического процесса как рефлекторного ответа на действующие стимулы в результате замыкания временных связей между возбуждёнными нервными центрами коры. Такие связи образуются на протяжении всей жизни при сочетании раздражителей внешней и внутренней среды: текущий анализ каждого раздражителя с последующим синтезом основан на учёте всех стимулов, совпавших во времени действия, что и позволяет создавать все известные формы поведения. Доказать этот постулат только на примере условного слюноотделительного рефлекса, выработанного на звуковой раздражитель, подкрепляемый пищей, конечно, невозможно. Не случайно в дополнение к уже описанным выше и классифицированным рефлексам Павлов ввёл понятие рефлекса цели, понимая под ним «стремление к обладанию определённым раздражающим предметом»12. Здесь несомненно речь идёт о мотивации, но такое понятие в учении о высшей нервной деятельности не использовалось, и вместо него применялся термин «возбуждение», смысл которого можно было понять благодаря контексту.
Объясняя мотивационную сущность рефлекса цели, Павлов приводил в качестве его примера страсть человека к коллекционированию, утверждая при этом, что «коллекционерство существует и у животных». Сам собиравший коллекции бабочек и живописных полотен Павлов составил и обширную коллекцию условных рефлексов не столько ради удовлетворения своей страсти к коллекционированию, но, прежде всего, для обоснования предложенной концепции высшей нервной деятельности. Устанавливая всякий раз новые отношения между условным стимулом и подкреплением, а потом, изменяя эти отношения, Павлов стремился обнаружить самые разные проявления сначала аналитической, а затем синтетической деятельности мозга. Богатейшей феноменологической коллекции разнообразных условных рефлексов предназначалось стать собранием аргументов, с помощью которых можно было бы доказательно объяснить любой психический процесс.
