Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lekciya-Uchet-OS-i-NMA-BiUU.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
75 Кб
Скачать
☆

8.Порядок начисления и учёт амортизации нематериальных активов.

НМА в процессе эксплуатации переносят свою стоимость на вновь созданный продукт путем ежемесячного начисления амортизации.

Амортизация – это процесс систематического, ежемесячного переноса стоимости НМА на себестоимость продукции либо за счет собственных источников и накопление амортизационного фонда для замены изношенных экземпляров.

Срок службы - период, в течение которого объекты НМА сохраняют свои потребительские свойства.

Нормативный срок службы и срок полезного использования объектов нематериальных активов определяется исходя из времени их использования, устанавливаемого патентами, свидетельствами, лицензиями, соответствующими договорами и другими документами, подтверждающими права правообладателя.

При невозможности определения нормативного срока службы нематериального актива нормы амортизационных отчислений по нему устанавливаются по решению комиссии:

по средствам индивидуализации участников гражданского оборота товаров, услуг (фирменные наименования, товарные знаки) - на срок до сорока лет, но не более срока деятельности организации;

по иным объектам, - на срок до двадцати лет, но не более срока деятельности организации;

по другим объектам нематериальных активов - на срок до десяти лет, но не более срока деятельности организации

НМА, стоимость которых на момент приобретения не превышает 2-х базовых величин в полной сумме списывается на себестоимость продукции, т. е. амортизация по ним начисляется в 100% размере в момент оприходования

Амортизируемая стоимость - стоимость, от величины которой рассчитываются амортизационные отчисления.

К амортизируемым нематериальным активам относятся принадлежащие обладателю имущественные права:

1. На объекты промышленной собственности: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства (ноу-хау), селекционные достижения, фирменные наименования, товарные знаки, другие объекты интеллектуальной собственности, на которые распространяется право промышленной собственности;

2. На произведения науки, литературы и искусства, являющиеся объектами авторского права:

2.1 права на первичные произведения: литературные, научные и т. д;

2.2. права на производные произведения: переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме,;

2.3. права на составные произведения: сборники, энциклопедии, антологии, атласы, другие составные произведения;

3. На объекты смежных прав: исполнения, постановки, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного телевидения;

4. На программы для ЭВМ и компьютерные базы данных;

5. На использование объектов интеллектуальной собственности, вытекающие из лицензионных и авторских договоров;

6. Пользования природными ресурсами, землей;

7. Прочие: лицензии на осуществление вида деятельности, лицензии на осуществление внешнеторговых и квотируемых операций, лицензии на использование опыта специалистов, права доверительного управления имуществом.

К нематериальным активам не относятся и не являются объектами начисления амортизации:

-- интеллектуальные и деловые качества персонала организации, его квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них;

-- не законченные и не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

- финансовые инструменты срочного рынка, предоставляющие право на осуществление конкретной сделки на определенных условиях;

-- организационные расходы (осуществленные в процессе приватизации и акционирования организации, при государственной регистрации или перерегистрации организации и другие расходы, являющиеся организационными в соответствии с законодательством);

--стоимость деловой репутации организации (гудвилл).

Различают 2 способа начисления амортизации:

--линейный;

--нелинейный;

Линейный способ заключается в равномерном (по годам) начислении в течение всего СПИ либо нормативного срока службы

Годовая норма амортизации (На) На = 1/СПИ х 100

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений =АС х На/100 х12

АС – амортизируемая стоимость

Нелинейный способ – это неравномерное по годам начисление амортизации в течение всего СПИ. Имеет 2 метода.

- метод суммы чисел лет

При данном методе норма амортизации рассчитывается исходя из числа лет, оставшихся до конца срока службы объекта НМА

На =ЧОЛ х 100/СЧЛ

ЧОЛ - число лет, оставшихся до конца срока службы

СЧЛ - сумма чисел лет срока службы объекта НА

СЧЛ=СПИ х (СПИ + 1)/2

-метод уменьшаемого остатка

При данном методе амортизация начисляется от стоимости объекта с учетом его амортизации за предыдущие годы

На =АС * Н.а. * К

К- поправочный коэффициент ускоренной амортизации не более 2,5

Синтетический учет амортизации НМА ведется на пассивном счете 05 «Амортизация нематериальных активов».По К-ту отражается начисление амортизации, по Д-ту списание амортизации при выбытии НМА

В организациях для воспроизводства НМА создается одновременно с начислением амортизации фонд воспроизводства НМА, который учитывается на забалансовом счете 013

1

Начислена амортизация по НМА, используемым при строительстве объектов ОС

08

05

2

Начислена амортизация НМА, используемым в основном производстве

20, 23, 26

05

3

Начислена амортизация по объектам НМА общехозяйственного назначения

26

05

4

Начислена амортизация НМА, используемым при реализации продукции

44

05

5

Начислена амортизация НМА неиспользуемым в предпринимательской деятельности

91/2

05

013 – забалансовый счет, отражает сумму накопленного амортизационного фонда

013

-

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]