Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
283.14 Кб
Скачать

Лекция 1. Введение в предмет философии

«Не следует делать вид, что занимаешься философией, но следует на самом деле заниматься ею: ведь нам нужно не казаться здоровыми, а быть поистине здоровыми»

Эпикур План

1.1. Философское мировоззрение.

1.2. Предпосылки философии внутри нас.

1.3. Философия вокруг нас.

1.4. Структура философского знания.

1.5. Понятие философской традиции. Философские школы и течения. Основной вопрос философии и его аспекты.

1.1. Философское мировоззрение Индукция и порочный круг

Например, мы уверены, что завтра опять взойдет Солнце. На основе чего мы это утверждаем? На основе наблюдения. Однако из того, что раньше было так, логически не следует, что потом все повторится. В том, что Солнце завтра не взойдет, нет логического противоречия. Восход Солнца нельзя обосновать дедуктивно, а только индуктивно. Однако индукция всегда опирается на неоправданное допущение. Например, «так было и будет всегда, ибо природа единообразна». Данное допущение о единообразии природы мы полагаем независимо от опыта, т.к. не можем наблюдать всю природу в ее прошлом и будущем. Однако, пытаясь оправдать предположение о единообразии природы, мы ссылаемся на свой опыт, а потом говорим, что так было везде и всегда. Мы попадаем в порочный круг. Например, барон Мюнхгаузен рассказывал небывалые истории, а в подтверждение своих слов, приводил «аргумент», что всегда говорит только правду. По мнению шотландского философа Дэвида Юма, наше мышление устроено таким образом, что, когда нам удается обнаружить некоторую регулярность, мы вынуждены верить в то, что эта регулярность сохранится в будущем. Каузально (индуктивно) эту веру обосновать невозможно, она у нас просто есть.

Как говорил по этому поводу немецкий философ Иммануил Кант: «...нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать лишь на веру существование вещей вне нас... и невозможность противопоставить какое бы то ни было удовлетворительное доказательство этого существования, если бы кто-нибудь вздумал подвергнуть его сомнению».

О знании

Я бросаю монету. Орел или решка? Я верю, что будет орел и говорю: орел. Так и есть. Означает ли это, что я знал, какой стороной упала монета? Нет, я просто угадал. Но я же верил, и моя вера оказалась истинной. Этого мало. А что еще требуется для знания? Обоснование. Следовательно, знание – это обоснованная истинная вера. Обоснованность имеет разные степени. Например, я вижу своего приятеля в дорогом костюме за рулем шикарного автомобиля. На основе этого я делаю вывод, что он обзавелся деньгами. Когда же он мне говорит, что у него есть еще вертолет и дом в Майами, мои основания подтверждаются. Однако проблема в том, что мой приятель солгал. Костюм и автомобиль он одолжил, чтобы произвести впечатление на свою знакомую, а вертолет и дом он просто приплел для большего эффекта. Следовательно, наши основания нуждаются в проверке, но тут мы сталкиваемся с проблемой регресса оснований, т.к. моя вера базируется на определенных основаниях, эти основания явились следствием другой веры, которую тоже нужно обосновать и так до бесконечности. Поэтому мы приходим к выводу, что должны существовать хотя бы некоторые убеждения, которые можно принять на веру и считать знанием без обоснования. Допустим, я обладаю телепатическими способностями и всегда угадываю, какой стороной упала монета. Я не могу привести обоснование своих знаний, следовательно, я не знаю причины этого, не могу привести каузальное обоснование, но я всегда говорю истину, значит – все-таки знаю. Это то, что называют «шестым чувством», «третьим глазом», интуицией, «бессознательной памятью» и т.п.

А какого обоснования требуют мировоззренческие вопросы? «Я не знаю, что со мной. Все мне кажется нереальным. Конечно, не в том смысле нереальным, что ничего нет. Все как всегда. Только нет самого главного: меня. Я себя теряю. Я оглядываюсь вокруг и не понимаю, зачем все это. Что происходит вокруг нас? Что делают эти люди, которые нас окружают? Куда они бегут? О чем они разговаривают? О чем думают? Куда бегу я вслед за ними? Чего я хочу от жизни, на что я могу надеяться?» Да, вопросов больше, чем ответов. Вы не боитесь таких вот «рефлексивных остановок»? Ведь, как знать, ответов на большинство этих вопросов у вас может так и не появиться. А что тогда? Бежать дальше? А зачем?

Все мы представители современного массового общества. Что это значит? Это значит одно, у нас не должно быть подобных вопросов. Но они возникают и никуда от них не деться. По мысли испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета, это говорит том, что у современного человека нет определенного духовного стержня, а, следовательно, в современном «массовом обществе» растет степень отчужденности человека. Из творца общественных отношений человек превращается в массового потребителя. Получается интересная картина: внешне общество необычайно интегрировано, монолитно, но внутренне индивидуалистично, рассогласованно. Сознание человека отпускается в свободный полет по информационному пространству, но при этом оно не в состоянии определить свои истоки. В условиях ожидания случайной информации сознание человека отвыкает трудиться над созданием личности, перестает быть направленным на восприятие внутренних переживаний. Главным состоянием человека становится «праздность души». Данное состояние порождает иллюзию доступности жизни во всех проявлениях; все дается мне только по праву моего рождения без каких-либо душевных усилий с моей стороны. Но, превращаясь в простого потребителя, я лишаюсь того «собственно человеческого», что поддерживает и воспроизводит культуру, что придает ей ценность.