Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
18 гос строй рима в период империи.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
30.58 Кб
Скачать

Отсутствие закона о престолонаследии и его последствия

    • Власть принцепса не являлась наследственной. Формально нового принцепса избирал сенат.

    • Преемника определял сам император, фактически вводя наследственную передачу власти.

    • Сенат же юридически наделял избранного наследника необходимой властью ещё при жизни императора.

    • Сенат узаконивал восшествие на престол нового правителя.

    • Однако решающую роль в выборе императора играло выражение воли армии.

    • Когда войско назначало императора, Сенат не отказывал в его утверждении.

    • Император обычно назначал своим преемником своего родного или приёмного сына.

    • Войско же, особенно императорская гвардия - преториáнцы оставляло за собой право не согласиться с выбором умершего императора.

В течение первого века империя управлялась потомками Августа, которым была преданна армия. Ни одной династии не удавалось прочно укрепиться, и строгий порядок наследования так и не установился. За время полувекового политического кризиса (239-284 гг.) сменилось 22 императора. В 238 году правили одновременно три Гордиана. В 260 г. в провинциях были провозглашены сразу 30 тиранов.

Культ императоров как государственная религия Римской империи

Император являлся не только главой государства, но и главой римской религии. Это значение ему давал титул верховного жреца Рима. Рядом с этим развивалось обожествление императора, когда люди приносили жертвы императорам как богам. В этом выражалась благодарность, особенно провинциалов, за попечение о них государя.

Появилось понятие об оскорблении величия императора, как особом виде государственных преступлений, которые карались в большинстве случаев смертной казнью. При этом преследовались неосторожные слова и республиканские чувства.

Римские императоры требовали от своих подданных не только повиновения, но и божественных почестей. Римская государственная религия использовалась для достижения государственных целей.

Прекращение римских избирательных комиций. Сенат. Возникновение законодательной власти императоров

Народные собрания созывались редко и никакого реального значения не имели. На их утверждение предоставлялось только то, что угодно было императору, и не было случая, чтобы они отказывали в их утверждении. Функции народных собраний перешли сенату, хотя формально комиции не упразднялись.

Сенат утратил своё самостоятельное значение и обладал следующими полномочиями:

1. Он юридически считался законодательным органом. За его постановлениями признавалась сила закон. При этом законопроекты предлагались императором и без обсуждения принимались сенатом.

2. Он выбирал вместо народного собрания на магистратские должности, но кандидатуры предлагались императором.

3. Он управлял частью провинций и финансов.

4. Ему предоставлялся суд по некоторым важным преступлениям.

5. Ему принадлежало право выбора и смены императоров и суд над их памятью после их смерти. Если сенат при этом одобрял правление умершего императора, то возводил его в божество. Если же правление принцепса осуждалось, то объявлялось проклятие их памяти.

Принцепсы первоначально пытались придать своему правлению характер диáрхии, то есть разделения власти между принцепсом и сенатом. Август управление провинциями разделил между собой и сенатом. Провинции разделялись на императорские, доходы от которых поступали в императорскую казну - фиск, и сенатские, доходы от которых поступали в старую республиканскую казну, оставленную в заведовании сената.

Однако, фактически эта диархия носила призрачный характер. Реальной властью обладал принцепс. Сенат низводился на положение органа, лишь утверждавшего его предложения. Принцепс являлся единоличным главой управления, суда, законодательства, религии. В его руках находились войско и финансы. Сенат же формировался принцепсом, не имел в своём подчинении войск, имел ограниченные финансовые ресурсы и не мог служить противовесом принцепсу.