Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат по Истории.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
111.48 Кб
Скачать

Все либеральные реформы с 1801 по 1804 года

Выше мы рассмотрели только основные либеральные реформы, которые проводились в России на начальном этапе правления Александра 1. Этих реформ было гораздо больше, и они оказывали воздействие на все сферы жизнедеятельности государства. В частности, реформаторская деятельность императора затронула следующие направления:

  • Образование. Александр заявил о бесплатном начальном образовании для всех. Что касается самих учебных заведений, то они были разделены на четыре основные категории: церковные школы, уездные школы, гимназии и университеты.

  • Нормы поведения и жизни. Был утвержден первый либеральный цензурный устав.

  • Открытие новых университетов. Были открыты крупные университеты в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове. Работа университетов контролировалась вновь созданным министерством народного просвещения.

  • Шаги к освобождению крестьян. Впервые были озвученны и четко определены крестьянские повинности, а также возможности для выкупа своей свободы крестьянам у помещиков.

Именно такими были либеральные реформы Александра 1 на начальном этапе его правления. Молодой император с одной стороны пытался показать, что он не разделяет взглядов своего отца но, с другой стороны пытался создать условия для лучшей жизни внутри страны. Можно сколько угодно говорить о причастности Александр к смерти Павла 1, его любви или не любви к России, но его реформаторская деятельность на начальном этапе носила исключительный характер, который был направлен на попытки улучшения жизни в стране.

Военные реформы

Военные поселения – это особо организованные войска, которые существовали в России с 1810 до 1857 годов. Организация таких поселений начала осуществляться во времена правления Александра I. Инициатором и автором проекта по созданию военных поселений является министр А. Аракчеев, которого с 1817 года император официально назначил начальником военных поселений. Суть военных поселений заключалась в том, что военнослужащие обязаны были совмещать военную службу и занятие сельским хозяйством. Такие поселения создавались с целью экономии государственных расходов на содержание резервов обученных войск.    Организация военных поселений это строго регламентированное, казарменное проживание семейных солдат, которые уже прослужили 6 лет. Организовывались эти поселения на казенных землях, что вызывало большое недовольство местных поселян, что очень часто приводило к открытым сопротивлениям.    Военные поселения – это своего рода крепостные солдаты, которые помимо военных учений, которые проводились регулярно, должны были еще заниматься тяжелыми сельскохозяйственными работами, чтобы обеспечить себе пропитание.

Земледельческие работы в таких поселениях проводились чаще всего несвоевременно, поэтому и урожаи были скудными. Телесные наказания были здесь обычным явлением и им подвергались как мужчины, так и женщины. 

В 1817-1818 годах поселения были введены в Новгородской, Херсонской и Слободско – Украинской губерниях. Первой губернией стала Новгородская, так как там находилось поместье Аракчеева, поэтому за процессом было удобнее наблюдать и контролировать. Центральное село волости Высокое сгорело и Аракчеев решил отстроить там дома уже по-новому образцу.

Проявлялись всяческие заботы о местном населении: людям давали скот, лошадей, предоставляли льготы и ссуды, но с другой стороны – нерадивый хозяин, не подчинявшийся приказам и распорядку мог быть лишен всех этих благ и выслан из поселения.

К 1825 году в статус военного поселенца была переведена 1/3 казенных крестьян, около 375 тыс., подселено около 131 тыс.солдат регулярных войск.

В 1825 году корпус военных поселений состоял из 90 батальонов пехоты новгородских и 36 батальонов пехоты и 249 эскадронов кавалерии украинских поселений.

«Живого рубили, как мясо», — писал о том времени С.П. Мельгунов. Обычно даже самые здоровые солдаты не выдерживали больше 6 тыс. палок, а назначали им в наказание и 8, и 10, осужденного сначала вели между двумя солдатскими шеренгами, привязав за руки к прикладам ружей, затем волокли и, наконец, везли на тележке. Последние 2—4 тыс. палок били уже по мертвому телу.     Дети, рожденные у военных поселян, с 7 лет записывались в кантонисты, а по достижению 18 лет направлялись в воинские части. С 45 лет военные поселенцы выходили в отставку, но не могли покинуть поселение и работали в госпиталях и помощниками по хозяйству.     Помимо призванных на военную службу рекрутов, поселенцами могли быть и местные жители мужчины в возрасте от 18 лет. Они также именовались военными поселянами-хозяевами, а остальные жители, не вошедшие в состав войск, но не имевшие противопоказаний для службы, записывались в помощники и числились резервистами в воинских подразделениях.       Любое воинское поселение – это 60 домов-связей для роты из 228 человек. Каждый дом был на 4 хозяина с общим хозяйством. Жизнь в аракчеевских военных поселениях была просто ужасающей, поэтому бунты вспыхивали повсеместно. Для их подавления направлялись войска, которые очень часто переходили на сторону восставших. Подавлялись такие бунты очень жестко и беспощадно. Подавлением восстания Чугуевского полка в 1819 году Аракчеев руководил лично. Более 2 тысяч человек было арестовано. 275 из них военный суд приговорил к наказанию шпицрутенами по 12 тысяч ударов, 25 человек умерли во время этой экзекуции, а остальных сослали в Оренбургский корпус.       В 1831 году военные поселения были переименованы в округа пахотных солдат и в 1857 упразднили окончательно, но в русском народе память о военных поселениях жива до сих пор.

Фаворит Александра I — всесильный граф Л. А. Аракчеев (1769—1834) который во время пребывания императора на Венском конгрессе осуществлял руко­водство страной и именно Аракчееву Александр I поручил организацию военных поселений.

В исторической науке и в учебниках А. А. Аракчеева изображали косным реакционером, жестоким самодуром, привнесшим в русскую армию палочную дисциплину, а в государственную систему — безусловную и жесткую регламентацию. Однако человек, стоявший рядом с таким выдающимся деятелем, как Александр I, все время его царствования, заслуживает иных оценок.

Вышедший из среды бедного сельского дворянства, он поступил учиться на казенный кошт в Артиллерийский и инженерный кадетский корпус. Ожидая, пока его прошение о зачислении будет рассмотрено, он, не имея средств, был вынужден вместе с отцом просить милостыню на паперти, чтобы прокормить себя.

В кадетском корпусе А. А. Аракчеев показал себя спо­собным и прилежным учеником. Особенно велики были его успехи в военно-математических науках. Его оставили при корпусе, а затем он сделал блестящую карьеру артиллерийского офицера, возглавив при Павле I гатчинскую артиллерию императора. Своими успехами Аракчеев был обязан только себе, своему трудолюбию. Однако уже тогда современники отмечали, что страсть к порядку, строгость в обхождении, требовательность и к себе и к подчиненным доходили у него до тиранства.

В дни подготовки к военному противоборству с Наполеоном именно на Аракчеева, ставшего уже графом и генералом, Александр I возложил задачу реорганизации русской армии. Железный граф, как его стали называть, со рвением взялся за дело. Он требовал от офицеров неукоснительно точной службы и усердия, выкорчевывал в армии воровство, казнокрадство и коррупцию. Многое было сделано им для солдат. Аракчеев добивался, чтобы они были хорошо обмундированы, накормлены, чтобы жили в чистых, теплых казармах.

В офицерской среде, избалованной и изнеженной вниманием двора при Екатерине, особенно в гвардии, росла ненависть к суровому реформатору. Будучи инспектором артиллерии, А. А. Аракчеев содействовал внедрению новых видов орудий, выдвинул требование, чтобы офицеры-артиллеристы при производстве в очередные чины сдавали экзамены по основным военным и математическим дисциплинам. Преимущества обновленной русской артиллерии проявились уже во время кампаний 1805 — 1807 гг.

Став военным министром, а потом возглавив Военный департамент Государственного совета, Аракчеев осуществлял дальнейшее реформирование армии. К началу войны 1812 г. во многом благодаря его усилиям русская армия смогла противостоять «великой армии» Наполеона, а по части артиллерийского парка и выучки артиллеристов превзошла ее.

Во время Отечественной войны 1812 г. Аракчеев ведал снабжением армии боеприпасами и продовольствием. Он был один из тех, кто убедил Александра I назначить главно­командующим армией М. И. Кутузова. А. А. Аракчеев был дружен с П. И. Багратионом. Именно Аракчеев первым предложил царю отменить рекрутскую повинность и резко сократить сроки солдатской службы.

Люто ненавидевший титулованную знать, называвший аристократов боярами, презиравший разложившееся, проворовавшееся офицерство и в свою очередь ненавидимый ими всеми и называемый тираном и чудовищем, Аракчеев брал на себя в государстве наиболее тяжелую, грязную и неблагодарную работу и делал ее усердно, честно, бескорыстно.

В короткий срок в северо-западных, центральных и некоторых южных губерниях России появились поселения государственных крестьян и казаков, которые по-прежнему занимались хозяйством, но одновременно несли службу, поддерживая свою боевую готовность. И все это без каких бы то ни было затрат со стороны государства.

В районе военных поселений были возведены поселки с жилыми домами для поселян, весьма напоминавшие современные коттеджи. Между ними протянулись шоссе, вдоль дорог расположились пункты связи, здания штабов, школы, гауптвахты, дома для офицеров, церкви, были сооружены госпитали, типографии, библиотеки. И все это в окружении ухоженных полей и четко обозначенных выгонов для скота.

А. А. Аракчеев превратил военные поселения в прибыльные хозяйства. К концу царствования Александра I их капитал, находящийся в созданном Аракчеевым поселенческом Кредитном банке, составлял 26 млн рублей. Банк материально поддерживал поселян, выдавал льготные ссуды офицерам. На случай неурожая были созданы специальные хлебные магазины. В поселениях внедрялись различные агрономические новшества, развивались промыслы, поощрялась торговая предприимчивость поселян. Посещавшие поселения Александр I, М. М. Сперанский и Н. М. Карамзин с большой похвалой отзывались о том, что они видели. По всем показателям уровень жизни в военных поселениях был значительно выше, чем в обычной российской деревне.

Но для самих поселян новая жизнь превратилась в сущий ад. Их благоденствие доставалось тяжким трудом, связанным с военной службой, мелочной регламентацией всего и вся, круглосуточным надзором за их жизнью, бытом, хозяйством, религиозными отправлениями, нравственностью и даже интимной жизнью. Для военных поселян у Аракчеева были разработаны инструкции, казалось, на все случаи жизни — в какое время поутру вставать, когда топить печь, выходить в поле или на военные учения, когда заключать браки и даже с кем, как кормить и воспитывать младенцев.

Многое из того, что предписывалось поселянам, было разумным, толковым и нацелено на конечный результат. Но все это было совершенно невыносимо для обычного крестьянина с его традиционным общинным укладом жизни. В случае нарушений установленных правил следовали жестокие наказания. Жалобы пресекались, бунты подавлялись.

Александр I, видевший лишь внешние признаки благо­устроенности и благополучия своего детища, упорно отстаивал необходимость военных поселений, несмотря на вспышки неповиновения военных поселян. Около 400 тыс. простых людей России оказались в этом тяжелом крепостническом капкане.