Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая работа Митрофанова Василия Валерьевича Хозяйственная деятельность человека в эпоху неолита на территории Северо Зап...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
525.82 Кб
Скачать

Глава 2. Анализ материалов хозяйственной деятельности со стоянки Шолопасть.

§ 1. Природные условия в эпоху неолита в Белозерье.

Природная среда всегда оказывала значительное влияние на человека, что отражалось на его хозяйственной деятельности, а, следовательно, и на тех остатках материальной культуры, изучением которых занята археология.

Взаимосвязь человека и среды рассматривается обычно в двух аспектах. С одной стороны, это вопрос о степени зависимости человека от природно-географических условий и влиянии этих условий на уровень исторического развития человеческих коллективов. С другой стороны, изменения в материальной культуре и хозяйственной деятельности связаны с изменениями в природно-климатической обстановке, что позволяет привлекать естественные дисциплины для датирования памятников древности.

В период неолита происходили значительные изменения природных условий, вызванные изменениями климата и сопровождавшиеся передвижением ландшафтных зон. Природные условия неолита были благоприятнее современных, и считаются климатическим оптимумом в голоценовую эпоху. Климат этого времени отличался от современного меньшей континентальностью и значительно большей (на один месяц) длительностью безморозного периода. Следует отметить ещё один немаловажный факт: повышение уровня воды в гидросети по причине значительного количества осадков.

Заметный сдвиг ландшафтных зон в северном направлении во время климатического оптимума, во второй половине атлантического периода (6000-3000 лет до н.э.), привел к передвижению в конце этого периода населения в северные районы вплоть до Белого моря (Ошибкина, 1978. С. 22-23).

«Тундровая зона на севере Восточной Европы почти полностью исчезла. Леса продвинулись к северу на 100-200 км (по сравнению с настоящим временем) и вышли на побережье арктических морей. Северную часть лесной зоны на Русской равнине занимала темнохвойная еловая тайга, область распространения которой была, примерно, в два меньше по сравнению с настоящим временем. Её южная граница была сдвинута на север, приблизительно, на 400-500 км. К югу от тёмнохвойной еловой тайги располагалась широкая полоса лесов, в которых наряду с берёзой, сосной и елью часто встречались широколиственные породы. К югу от подтаёжных лесов простиралась полоса широколиственных лесов из дуба, вяза, липы и орешника» (Хотинский, 1996. С. 10).

Население, основой хозяйства которого были охота и рыболовство, вело подвижный образ жизни, передвигаясь в поисках новых охотничьих угодий и надолго оседая в местах, богатых дичью и рыбой. Передвижение неолитического населения происходило обычно в пределах одной ландшафтной зоны, внутри большой территории с определенными границами, занятой родственными племенами.

Археологические исследования, проведённые в центре Русской равнины и на некоторых других сопредельных с Вологодской областью территориях, позволили выявить множество торфяниковых стоянок неолитического времени, где были проведены естественнонаучные исследования. С помощью палинологического, палеоботанического, палеозоологического и других анализов удалось выяснить, что неолитические племена жили во время более широкого, чем теперь, распространения многоярусных широколиственных лесов. Эта связь не случайна, так как широколиственные леса обладают высокой биологической продуктивностью и исключительно благоприятными условиями для добывания растительной и животной пищи.

Костные остатки из культурных слоёв этого времени свидетельствуют об изобилии кабанов, благородных оленей, зубров, бобров и т.д. Важную роль в рационе неолитического человека играли, по данным карпологического анализа, съедобные плоды и ягоды. Однако наибольшее значение имели продукты рыболовства, на что указывает приуроченность большинства неолитических стоянок к проточным, богатым рыбой озерам, а также многочисленные останки рыб в культурных слоях.

В неолите человек редко продвигался вглубь пространств, занятых лесами. Это объяснятся как спецификой распространения животного мира в лесах, так и сложностью получения питьевой воды на водораздельных участках. По данным зоологов, животные тяготеют не к «глубинам» лесных массивов, а к окраинным ландшафтно-контактным участкам (опушкам, перелескам, приозерно-речным районам и т.д.), что известно, как явление «пограничного эффекта». Аналогичная ситуация просматривается и на территории Вологодской области:

  1. Все известные на настоящий момент неолитические памятники приурочены к крупным водоёмам или устьям небольших речек – на водоразделах не выявлено ни одного памятника эпохи неолита.

  2. Анализ костных останков на неолитических стоянках свидетельствует о фауне, обитающей в широколиственных лесах: Вёкса (Вологодский район) – косули, зубр, выдра, утки, орёл, щука, бобр, благородные олени; Берёзовая Слободка – 2, 3 (Нюксенский район) – бобр, лось, северный олень2.

В Вологодском регионе палеогеографические исследования пока не проводились. Не исключено, что на территории СЗБ, имелись местные природно-географические особенности, тем не менее, общая тенденция природных и климатических изменений в целом едины для Европейской части России.

Таким образом, по данным, полученным в ходе различных палеогеографических исследований (палинологического, палеоботанического, палеозоологического и т.д.), удалось восстановить природно-климатические условия эпохи неолита на территории СЗБ.