Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
VSE_BILETY_LITVED_EKZAMEN_1.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
320.81 Кб
Скачать

28. Билет

Художественная форма. Композиция литературно-художественного произведения. Вопрос о сюжете. Повествование и описание. Система повествователей. Система персонажей. Соотнесенность деталей. «Минус»-прием и умолчание. Со- и противопоставления. Монтаж.

Содержание произведений искусства может существовать только в соответствующей ему системе средств и способов его выражения, т. е. в художественной форме. Форма вторична по отношению к содержанию, производна от него. Вместе с тем в произведениях подлинно художественных она обладает активностью, т. е. определенной силой эстетического воздействия на читателей. Литературно-художественная форма сложна и многопланова. В составе формы, несущей содержание, традиционно выделяются три стороны, необходимо наличествующие в любом литературном произведении.

предметное (предметно- изобразительное) начало', все те единичные явления и факты, которые обозначены с помощью слов и в своей совокупности составляют мир художественного произведения

собственно словесная ткань произведения: художественная речь, нередко фиксируемая терминами «поэтический язык», «стилистика», «текст».

соотнесенность и расположение в произведении единиц предметного и словесного «рядов», т. е. композиция. Данное литературоведческое понятие сродни такой категории семиотики, как структура, соотношение элементов сложно организованного предмета.

Композиция сюжета — это также определенны й порядок сообщения читателю о происшедшем. В произведениях с большим объемом текста последовательность

сюжетных эпизодов обычно выявляет авторскую идею постепенно и неуклонно. В романах и повестях, поэмах и драмах поистине художественных каждый последующий эпизод открывает читателю нечто для него новое — и так в плоть до финала, который является обычно как бы опорным моментом композиции сюжета.

Слово «повествование» в применении к литературе используется по-разному. В узком смысле — это развернутое обозначение словами того, что произошло однажды и имело временную протяженность. В более широком значении повествование включает в себя также описания, т. е. воссоздание посредством слов чего-то устойчивого, стабильного или вовсе неподвижного (таковы большая часть пейзажей, характеристики бытовой обстановки, черт наружности персонажей, их душевных состояний). Описаниями являются также словесные изображения периодически повторяющегося. Подобным же образом в повествовательную ткань входят авторские рассуждения, играющие немалую роль у Л. Н. Толстого, А. Франса, Т. Манна.

Система повествователей – одна из форм присутствия человека в литературных произведениях. Повествователь – посредник между изображенным и читателем (иногда выступает в роли свидетеля) Это не только более или менее конкретный образ, но и некая образная идея, принцип, облик носителя речи, некая точка зрения на излагаемое. Иногда повествователь – это один из героев произведения, иногда – автор. В любом случае, это то, от чьего лица ведется рассказ. Существует мнение, что если повествователь выступает как некое «я», то его называют рассказчиком. Но в

большинстве источников повествователь и рассказчик – это синонимичные понятия.

Уяснение и разработка системы персонажей — существенное звено в творческой работе писателя. Система персонажей сообщает художественной форме

произведения единство. Эта ее конструктивная функция особенно резко бросается в глаза, когда изображаемые писателем события не находятся в причинно-следственных

связях друг с другом. В произведении существуют главные, центральные, второстепенные и эпизодические персонажи.

Компоненты и детали предметной изобразительности определенным образом взаимодействуют друг с другом. Их соотнесенность и расположение в тексте эпического произведения порой очень важны. Портреты и пейзажи, монологи и диалоги, бытовые и психологические характеристики с их деталями, говоря иначе, имеют свою композицию, которая может обладать самостоятельной художественной значимостью: углублять и видоизменять смысл изображенного. При чтении художественных произведений важно уловить «взаимную перекличку» компонентов изображаемого, ощутить художественный смысл сопоставления подробностей. Так, в начале повести Пушкина «Станционный смотритель» говорится о висящих на стене в доме Вырина картинках с изображением судьбы библейского блудного сына. Художественный смысл этого описания проясняется позднее. «Авось приведу я домой заблудшую овечку мою», — думает смотритель, отправляясь в Петербург, куда увез его дочь Дуню гусар Минский. Благодаря сопоставлению описания картинок с этой репликой Самсона Вырина оказываются более понятными взгляды героя, его жизненные позиции.

Минус-приём — литературный приём, состоящий в отсутствии в тексте тех или иных значимых элементов, наличие которых ожидается читателем. Суть минус-приёма — в отталкивании от современной тексту или более ранней литературной традиции.

Порой писатель как бы интригует своих читателей: какое- то время держит их в неведении об истинной сути изображенных событий. Этот композиционный прием

называют умолчанием. Умолчание делают текст более компактным, активизируют воображение, усиливают интерес читателя к изображаемому. Умолчания имеют разный характер. В ряде случаев за ними следуют прояснение и прямое обнаружение дотоле скрытого от героя и/или читателя — то, что издавна именуется узнаванием.

В построении произведений едва ли не определяющую роль играют сопоставления

предметно-речевых единиц. У истоков композиционных аналогий, сближений и контрастов (антитез) — образный параллелизм, характерный прежде всего для песенной поэзии разных стран и эпох. Наряду с параллелизмом синтаксических конструкций, в словесно-художественных произведениях укоренены сопоставления (как по контрасту, так и по сходству) и более крупных текстовых единиц: событий и, главное, персонажей. Волшебная сказка, как показал В.Я. Пропп, всегда соотносит образы героя и его противника («вредителя»). Несовместимости и противоположности преобладают в персонажной организации и сюжетном построении произведений и иных жанров. Вспомним былину об Илье Муромце и Идолище поганом, сказку о Золушке, антиподом которой является Мачеха. Компоненты изображаемого в произведении, как видно, всегда соотнесены друг с другом. Художественное творение — это средоточие взаимных «перекличек», порой весьма многочисленных, богатых и разнообразных.

Слово «монтаж» обрело ныне еще более широкое значение. Им стали фиксироваться те

со- и противопоставления (подобия и контрасты, аналогии и антитезы), которые не

продиктованы логикой изображаемого, но впрямую запечатлевают авторские ход мысли

и ассоциации. Композицию, где этот аспект произведения активен, принято называть

«монтажной». Монтажное начало так или иначе присутствует в сюжетных произведениях, где есть вставные рассказы (вспомним «Повесть о капитане Копейкине» в составе гоголевских «Мертвых душ»), лирические отступления, столь обильные в «Евгении Онегине», хронологические перестановки, на которых держится постройка лермонтовского «Героя нашего времени». Монтажный принцип ярко выражен в произведениях с сюжетами многолинейными, «сложенными» из нескольких самостоятельных узлов. Нечто подобное мог бы сказать о построении своего романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков. Здесь сюжетные линии (история Маргариты, Мастера и его романа, линия Иешуа и Понтия Пилата; цепь проделок свиты Воланда) «сцеплены» друг с другом более ассоциативно, на уровне глубинно смысловом, нежели внешне, в качестве системы причин и следствий. Монтажному построению соответствует видение мира, отличающееся многоплановостью и эпической широтой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]