Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История полит идеологий.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
225.63 Кб
Скачать

18. Политическая идеология консерватизма: структура и основные этапы эволюции.

На ранней стадии своего развития западноевропейский консерватизм демонстрировал гомогенность и последовательность мысли, что в значительной степени объясняется существованием одного противника — философии Просвещения и ее главного детища — Французской революции. По мнению Э. Берка непосредственной причиной, вызывавшей его крайнее негодование, было стремление философствующих догматиков уничтожить традиционные структуры общества, освященные веками, опытом и трудами бесчисленных поколений, как противоречащие разуму и природе. Подобная политика, по единодушному мнению Берка, де Местра и де Бональда, была следствием деспотической природы централизованного народного государства, нарушающего природные права традиционных корпоративных групп, являющихся истинными хранителями индивидуальной свободы.

Предмет спора консерваторов, либералов и социалистов 19 века – вопросы об отношениях индивида и государства, власти и авторитета, свободы и равенства. Абсолютизации либералами естественного права, общественного договора и индивидуальных прав, с одной стороны, и стремлению социалистических теоретиков поставить во главу угла исключительно интересы общества в целом, — с другой, консерваторы противопоставили не менее естественные, на их взгляд, права семьи, церкви, общественных объединений и групп, ремесленных гильдий и региональных общин, защита и сбережение которых трансформирует дуалистические отношения индивида и государства с неизбежно присущими им элементами атомизации общества в более гармоничный треугольник, в котором корпоративные группы и интересы выполняют роль посредников между государством и индивидом, являясь гарантом как централизованной политической власти, так и индивидуальных прав. Тем самым приоритету государства был противопоставлен приоритет общества и его потребностей.

Берк и другие консерваторы настаивали на том, что семья, местные общины, церковь и др. должны быть носителями авторитета власти и обладать автономией и корпоративной свободой. Игнорирование их требований означает разрушение упомянутого выше «треугольника власти», поскольку оно устраняет необходимых посредников между индивидом и государством.

Возникнув в западноевропейской общественной мысли как философская реакция на Французскую революцию, консерватизм, в отличие от либерализма и социализма, в своих ранних истоках целенаправленно сохранял в лице таких выдающихся представителей, как Э. Берк, Л. де Бональд, Ж. де Местр, Ф. Р. де Шатобриан и др., глубокую связь и преемственность с традиционными ценностями феодального общества, прежде всего, с католической религией, иерархическим и корпоративным социальным устройством. Религия, корпоративизм и социальная иерархия на протяжении тысячелетий были в той или иной форме неотъемлемыми атрибутами так называемых «традиционных обществ». С эпохи промышленного переворота, с возникновением идей технического и общественного прогресса критика «традиционного консерватизма» становится наиболее рациональной и всеобъемлющей.

Консервативная теория общества интегрировала в синтетическом виде средневековую концепцию власти и свободы, которые рассматривались в качестве неотъемлемых звеньев «цепи групп и ассоциаций, восходящих от индивида к семье, приходу, церкви, государству и, наконец, к высшей инстанции — Богу». Власть и, следовательно, свобода и автономия семьи является священной: ни государство, ни церковь не могут произвольно вторгаться в ее пределы, не создавая угрозы тирании.

В практической политике на протяжении двух последних веков, как в Америке, так и в европейских странах, отличительным признаком консервативной политики была все возрастающая ее приверженность частному сектору, семье, местному сообществу, экономике и частной собственности и созданию таких политических условий, когда все более возрастает уважение к корпоративным правам небольших сообществ.

В 20 веке консерваторы подвергали критике своих либеральных оппонентов за то, что их теории и практика прокладывали путь тоталитарному перерождению западной цивилизации, подрывая традиционные ценности и ослабляя социальную структуру, превращая индивидов в массовидных особей, легко поддающихся манипуляции, тем самым открывая путь популистским диктатурам фашистского типа.

В XIX в. основная полемика происходила между консерваторами и либералами. В дальнейшем в спор с обоими направлениями вступили социалисты самых различных оттенков.

С момента своего возникновения в качестве реакции на Французскую революцию, консерватизм стал активной политической силой, постоянно наращивая свой теоретический потенциал в борьбе с либерализмом и социализмом, мгновенно подмечая и используя в полемике со своими политическими противниками целый ряд свойственных этим идейным направлениям теоретических аберраций.

Также консервативные силы не стояли в стороне от идеи прогресса, об этом свидетельствует деятельность консерватора Бисмарка, который объединил Германию и занялся введением всеобщего социального страхования и разработкой социального законодательства.

Концепция государства в раннем консерватизме могла устроить даже ортодоксального либерала. Лозунгами Бёрка были свободное самоопределение и децентрализация.

Для консерваторов общество не в виде механического конгломерата индивидов, но как органическое единство людей и создаваемых ими институтов, сохраняющих преемственность на протяжении многих поколений. Этот принцип лежит в основе консервативной концепции власти и свободы. Свобода несоединима с абстрактно понимаемым равенством, поскольку оба эти понятия выражают различные цели. Главной целью свободы является защита индивидуальной и семейной собственности, под которой подразумеваются совокупность как материальных, так и нематериальных вещей. Имманентной целью равенства является, напротив, выравнивание до определенного предела материальных и нематериальных ценностей внутри сообщества, изначально неравномерно в нем распределенных. Эти принципы сформулировал Э. Бёрк, критикуя принципы Французской революции.

Консервативный мыслитель Р. Низбет отмечает не без доли сарказма: «Власть есть власть, как действительно говорил Токвиль: не имеет значения — находится ли она в руках одного человека, клики или всего народа. Она все равно остается властью и поэтому является репрессивной». Тем самым он отмечал деспотическую природу народного правительства, критикуя либерализм и социализм.

Консерватор Р. Низбет высмеивает руссоистскоякобинский взгляд на свободу, когда он пишет: «каждое утро гражданин, бреясь, будет глядеться в зеркало и видеть в своем лице одну десятимиллионную часть тирана и целиком раба» (ха-ха).

Ранние теоретики консерватизма решительно противопоставили принцип историзма абстрактной концепции прогресса. Консерваторы отрицали любые метафизические абстракции типа «естественного состояния». Консерватором присуще реалистическое восприятие мира исходящее из консервативной философии истории.

Консервативная позиция, чрезвычайно красноречиво отстаиваемая Токвилем, заключается в том, что промежуточные ассоциации формируют посреднические и стимулирующие связи между индивидами; равным образом они ценны тем, что играют роль буфера против государственной власти». Последовательная и принципиальная защита корпоративных и личных прав и свобод формируют перспективное направление, которое в XIX и XX вв. определяется как либерально-консервативный синтез (Френкин).

Цель этой статьи — показать, что консерватизм имеет самые различные версии. В работах Майкла Оукшотта, Джона Кекеса, Роберта Низбета, Сеймура Мартина Липсета и др. развивались различные версии консервативной политической теории.

Причины формирования «неидеологического» имиджа консерватизма:

1) Британский историк Юэн Грин (книга «Идеологии консерватизма. Консервативные политические в двадцатом веке») отмечает незначительный интерес западных историков и политологов к Консервативной партии Великобритании. Существовало представление, что Консервативная партия являлась «неидеологической». Консерваторы мало интересовались глубокими размышлениями о значении политики.

2) В 1920-е годы консервативный политик Уолтер Эллиот заметил, что консерватизм основывался на «наблюдении за жизнью, а не на априорных рассуждениях».

3) Консервативный писатель Джон Бакан утверждал, что консерватизм был «прежде всего духом, а не абстрактной доктриной». Консерваторы должны владеть идеологической картой мира, которая позволяет им идентифицировать друга и врага, объекты одобрения и неодобрения.

В конечном итоге эта лакуна была устранена в период главенства Маргарет Тэтчер в Консервативной партии. Она настаивала на том, что консерваторы нуждаются в идеологии, потому что у лейбористов она есть. Под предводительством Тэтчер консервативные писатели и философы вступали в «борьбу идей» в рамках таких «фабрик мысли»: Институт экономических проблем, Институт Адама Смита, Группа консервативной философии. Центральный вопросприрода консерватизма. По заявлению Кейта Джозефа Консервативная партия после 1975 года заново открыла истинное значение консерватизма.

К. Маннгейм считает, что консерватизм вырос из традиционализма, но эти понятия не синонимы. Консерватизм – это сознательный традиционализм (традиционализм становится выразителем цельного способа мышления), но традиционализм может функционировать как автономное движение в особых исторических и психологических условиях.

Скрытое противоречие традиционализма состоит в том, что традиционное общественное сознание не склонно к саморефлексии из-за того, что сравнение своих традиций с традициями других народов является следствием внутреннего распада первых или результатом критики, основанной на образе «друзей» и «врагов». Поэтому большинство консервативных теоретиков не склонны к теоретическим спекуляциям. Сэр Уинстон Черчилль постоянно отказывался сформулировать принципы консерватизма. Намерение выработать теорию консерватизма уводит консерватора от инстинктивного благоговения к устоявшимся обычаям.

Майкл Оукшотт считает, что консервативное поведение не вызывает желание артикулировать на языке общих идей, однако нельзя считать консервативное поведение от этого менее предпочтительным. По мнению Оукшотта быть консерватором означает испытывать радость от того, что находится в настоящем, а не от того, что было или будет в будущем, наслаждаться тем, что доступно. «Быть консерватором означает предпочитать знакомое неизвестному, предпочитать испытанное неиспробованному, факт — тайне, действительное — возможному, ограниченное — беспредельному, близкое — далекому, достаточное — избытку, подходящее — совершенному, заставляющее смеяться теперь — утопическому блаженству».