- •Введение
- •Задачи исследования:
- •Глава I. Режиссерский замысел – как творческий процесс
- •1.1. Теоретические аспекты возникновения понятия «режиссерский замысел»
- •1.2. Творческое наследие великих мастеров режиссуры – как основа знаний для формирования режиссерского замысла
- •2.1. Факторы, влияющие на характер режиссерского замысла представления или праздника
- •2. Идейно-тематическая основа сценарно-режиссерского замысла
- •3. Обстоятельства, влияющие на рождение сценарно-режиссерского замысла
- •4. Формирование сценарно-режиссерского замысла представления
- •5. Сценарно-режиссерский замысел отдельного эпизода
- •7. План-сценарий (сценарный план) театрализованного представления
- •II. Тематический или идейно-тематический этап
- •Заключение
- •Список литературы
- •Монтажный лист
- •Режиссерский замысел
Глава I. Режиссерский замысел – как творческий процесс
В данной главе автор выявляет основные аспекты режиссерского замысла через теорию и практику великих режиссеров театра, благодаря которым сегодня существует театр и современная режиссура театрализованных представлений. Сделана попытка раскрыть теоретические предпосылки возникновения понятия «режиссерский замысел».
1.1. Теоретические аспекты возникновения понятия «режиссерский замысел»
Замысел в литературоведческом словаре определяется как первая ступень творческого процесса, начальное звено будущего художественного произведения. Замысел – это сложное социально-психологическое, эмоционально-интеллектуальное и творческое явление. Источником замысла художника является социальная практика человека во всех ее радостных и драматических проявлениях. Отражая мир вещей и явлений, художник[1] накапливает впечатления, наблюдения, идеи, со временем обретающие форму замысла художественного произведения. Писатель К. Паустовский в своем произведении о писательском труде «Золотая роза» так характеризует процесс рождения замысла: «Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый еще несколько хаотичный мир рождает молнию-замысел» [Паустовский К.Г. Избранные произведения. В 2 т. – М., 1977. Т. 2. – С.31].
Замысел – это неосуществленное решение художественной задачи. Он возникает в сознании художника как творческий набросок, задуманный план действия, как схема будущего художественного произведения, установка на творческий поиск. Формирование замысла проходит на стадии – от первоначальной, интуитивно осознаваемой, идеи до целостной, отчетливо проявляющейся концепции художественного произведения. А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» так поэтически характеризовал начальную стадию замысла: «И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще не ясно различал».
В этой связи целостный замысел часто формируется с течением практически осуществляемой творческой деятельности, и здесь замысел как творческое явление не лишен парадоксов. Замысел часто бывает ярче, богаче самой реализации. Л.Н. Толстой отмечал: «Я думал хорошо, а записал плохо». Русский философ Н.А. Бердяев писал о своем «Самопознании»: «Я полон тем для романов, и в моей восприимчивости есть элемент художественный, но я бы не мог написать романа, хотя у меня есть свойства, необходимые беллетристу. Я лишен изобразительного художественного дара. В моей изобразительности есть бедность словесная и бедность образов» [Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. – М., 2008. – С.285].
Создание художественного образа любого произведения искусства зависит, прежде, всего, от темы и идеи произведения, от главной мысли художника. Он разрабатывает задуманный план действий, заложенный в произведение смысл. Замысел является исходным представлением художника о своем будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс. Планы, заявки, наброски, этюды, эскизы, режиссерская экспликация - наиболее распространенные формы внешней фиксации смысла.
Если говорить, конкретно, о режиссерском замысле то это преддверие, образное видение целостной пространственной модели массового театрализованного действия (концерта, представления, шоу-программы, игры, праздника и т.д.); эмоциональное и зримое ощущение его идеи, темы, формы и т.д. Режиссерский замысел является первоначальным, исходным моментом подготовки художественной акции. Он вызывается жизненным событийным фактом, жизненной проблемой, которая волнует людей и в первую очередь самого режиссера, он определяет образное воплощение жизненной темы интересующей его.
Основными факторами, влияющими на характер режиссерского замысла, являются: идейно тематическая направленность представления, экономические возможности постановки, количество и творческие возможности участников, временные условия постановки, личность самого автора-постановщика - его гражданская позиция, мировоззрение, жизненные принципы, опыт и вкус.
Во все века, на всем протяжении своей истории театр был одним из действенных средств воспитания людей. Но в старом театре спектакль не был организованным целым, подчиненным единственному замыслу, он складывался чаще всего как результат одного только интуитивного чувствования актерами материала пьесы, и поэтому идейное воздействие театра было во многом стихийным.
Стихийность зачастую приводила к тому, что театр становился трибуной для выражения господствующих идей, идей господствующего класса. Лучшие деятели сцены всегда стремились нести в своем искусстве передовые идеи времени, способствовать росту самосознания народа. Но их борьба с влиянием официальной идеологии затруднялась в значительной мере тем, что они не владели таким мастерством творческого воплощения замысла, при котором образные средства театра, бьют по заранее намеченной цели.
Сознательность сценического творчества - завоевание нового театра, театра ХХ века. Оно пришло, вместе с учреждением института режиссуры, о котором мечтали еще М.С. Щепкин и Н.В. Гоголь, вменяя функции режиссера-организатора в обязанность первому актеру труппы. Лишь когда творческое водительство режиссера стало правилом и обычаем театра, сложились в нем такие обязывающие понятия, как ансамбль, единство всех компонентов спектакля, стиль и жанр в их сценическом выражении, то есть все то, что лишь в элементах существовало в старом, «до режиссерском» театре [47].
Если замысел спектакля формируется "сам собой", в ходе анализа и затем воплощения, - тогда этот путь в слепую, путешествие без компаса, без опознавательных знаков по дремучему лесу, где нет ни тропинок, ни просек, ни проезжих дорог [23]. Тот, кто думает так, обрекает искусство на стихийность, с позором изгнанную ныне из всех областей нашей жизни, сами отказываются от преимуществ, которыми одарило театр присутствие в современном спектакле направляющей, организующей воли режиссера.
Загадывать, забегать мыслью вперед, предвидеть результат, к нему стремиться - таково драгоценное свойство человеческого ума. Проектирование, будущего мероприятия режиссер начинает задолго до первой репетиции.
Но, с другой стороны, и актер, получивший роль, переживает сходные с режиссером процессы, только в уменьшенном, так сказать, личном масштабе. Если режиссер разрабатывает замысел в целом, то актер заболевает ролью. Взаимоотношение режиссера и актера должны быть подобны творческому сотрудничеству, у каждого из которых есть свои собственные задачи. Если водительство режиссера на деле обращается в покровительство, в мелочную опеку, в подмену творческой инициативы актера - такому водительству грош цена. Именно этого боялся Станиславский, возражая против мелочных режиссерских экспликаций, в готовом виде преподносимых актеру на первой же репетиции. Если режиссер все предусмотрел за актера раньше, чем испробовал его в деле, актер никогда не развернется творчески и тотчас превратится в существо без воли и без мысли, механически выполняющее чужой приказ.
Иначе говоря, Станиславский восставал не против режиссерского замысла как такового, (подобная возможность опровергается всей его личной гигантской практикой), а против неверных методов реализации замысла. Для меня план постановки всегда предварительный план, который постоянно корректируется. Мне важно на первоначальном этапе определить направление, наметить путь к конечной цели. В идеале постановочный план, основные задачи и мысли, в нем заложенные, возвращаются к режиссеру, пропущенные через коллектив и обогащенные им. За режиссером же остается последнее слово, право отказываться, отбирать, отвергать, согласовывать, связывать, строить все в единое целое.
И это не только не ослабляет, но, напротив, укрепляет позиции режиссера как идейного руководителя спектакля, как капитана этого творческого корабля.
У А.М. Горького есть превосходное определение: «Художник- это человек, который умеет разработать свои личные - субъективные впечатления, найти в них общественно- объективные и который умеет дать своим представлениям свои формы» [2, с.15]. А.М. Горький поясняет это: всем людям свойственно мыслить, испытывать разные чувства, но подавляющее большинство привычно выражает, то и другое в формах общепринятых, созданных чужим опытом, традицией, бытом и, наконец, искусством. Поражает, останавливает внимание, глубоко воздействует только то, что понято и выражено художником по-своему, увидено своими глазами. Уметь предавать своим представлениям свои формы - это и значит, мыслить в образах, то есть творить настоящее искусство.
Почему хороших пьес у нас больше, чем хороших спектаклей? (я имею в виду все богатство русского и мирового репертуара.) Потому, что драматург в свое время уже проделал эту работу - увидел мир по-своему, придал своим представлениям свою драматическую форму. Театру еще предстоит проделать этот путь. Театр принадлежит к числу искусств, отражающих действительность непосредственно, но через призму писательского замысла. Для того чтобы спектакль стал художественным явлением, режиссер должен «увидеть» пьесу воплощенной, и непременно в той единственной форме, которая наилучшим образом реализует авторское содержание, точнее наше сегодняшнее представление об этом содержании. Такова первейшая и главная задача режиссера. Такова его функция как идейного и творческого руководителя постановки.
Что же такое найденная форма?
По-нашему, выраженное содержание. Самый благородный замысел, самое глубокое предвиденье, самая актуальная мысль не станут искусством до тех пор, пока они не выражены, пока не заключены в образную форму. Поэта делает поэтом не одно только поэтическое чувствование действительности, но и умение заключить это чувствование «рифм отточенные пики», найти для выражения волнующей его темы ритм, размер, строфическую организацию. Песня не станет песней, покуда музыка, звучащая в сердце композитора, не получит свой лад, гармонию, мелодическую завершенность. Картина рождается не только, когда художника поразит тот или иной пейзаж, а когда он сумеет закрепить этот пейзаж самыми материальными красками на холсте.
В любом виде искусства нужно найти изюминку, которая будет разрастаться, и превратиться в замысел любого произведения искусства.
Стало быть, режиссерский замысел - это видение, это образное понимание идеи, это концепция, изначально связанная с представлением о сценической форме, ее выражающей, - пусть существует еще в черновом варианте, в наброске. Рождение замысла - живой процесс, он течет свободно и часто скачками, у каждого режиссера по-разному. Можно сразу ощутить образ спектакля в целом и уже не расставаться с этим образом до конца.
