Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kratkiy_Kurs_Ekonomicheskoy_Nauki_1906_Bogdanov_A.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.06 Mб
Скачать

2. Общественные отношения производства.

Как мы видели, машинная техника в периоде капитализма изменяет формы сотрудничества в двух отношениях. С одной стороны, техническое разделение труда теряет характер «специализации», съуживающей и ограничивающей психику работника, и становится сходным с «простой кооперацией», в которой работники выполняют однородную работу; при этом техническая «специализация» переносится с человека на машину. С другой стороны, сами рамки этого сотрудничества расширяются в громадных размерах: возникают предприятия, объединяющие в одной организованной системе тысячи и десятки тысяч работников.

Обе эти тенденции для нового строя надо представить себе продолженными несравненно дальше, чем в эпоху машинного капитализма. Различия профессиональной специализации должны свестись к такой ничтожной величине, что исчезает окончательно то психическое разъединение, которое создаётся разнородностью трудовой жизни людей; связь взаимного их понимания и общения беспрепятственно расширяется и упрочивается на основе действительной общности жизненного содержания. В то же время организованное трудовое объединение беспрерывно растёт, группируя людей уже сотнями тысяч и миллионами на одной общей трудовой задаче.

Из продолжающегося развития этих двух прежних тенденций возникают две уже новых особенности после-капиталистического строя. С одной стороны, преодолевается и теряет значение последняя, наиболее устойчивая форма специализации – разделение организатора и исполнителя. С другой стороны, все трудовые группировки людей становятся всё более подвижными, всё более текучими.

Хотя в эпоху машинного капитализма исполнительский труд при машинах уже приближается по своему характеру к организаторскому труду, но всё же различий между ними остаётся достаточно, а потому и обособление ролей организаторской и исполнительской не перестаёт быть прочным: самый опытный работник машинного производства всё же далеко не то, что его директор, и не может заменить последнего. Но дальнейшее повышение сложности и тонкости механизмов, а вместе с тем и общей интеллигентности работника должно подорвать это различие, и создать постоянную возможность лёгкой замены любого организатора одним из исполнителей и обратно. Исчезает трудовое неравенство этих двух типов, и они сливаются между собой.

Вместе с последними остатками психической «специализации» устраняется всякая необходимость и всякая разумность прикрепления определённых лиц к определённой частной работе. Совершенно напротив, новые формы труда требуют такой умственной гибкости и такой разносторонности опыта, для развития и поддержания которых работник прямо-таки должен время от времени менять работу, переходя от одних машин к другим, от роли «организаторской» к «исполнительской» и обратно. А несравненно более быстрый, чем в нашу эпоху, прогресс техники, с постоянным усовершенствованием машин и их комбинаций, должен сделать в высокой степени подвижными, быстро изменяющимися сами группировки человеческих сил в отдельные трудовые системы (предприятия, как их называют в наше время).

Всё это становится возможным и осуществимым, благодаря тому, что производство в целом организованно общество сознательно и планомерно. На основе научного опыта и трудовой солидарности создаётся всеобщая, объединяющая организация труда; устраняется та анархия, которая в эпоху капитализма разъединяет отдельные препятствия – беспощадной конкуренцией, и целые общественные классы – суровой борьбой. Наука указывает путь к такой организации, вырабатывает способы её выполнения; объединённая сила сознательных работников её осуществляет.

В этой новой системе производства каждый работник действительно равен другому работнику, как сознательные элементы разумного целого; в этой системе каждому даются все условия, чтобы с наибольшей полнотой и всесторонностью развить свою трудовую силу и с наибольшей целесообразностью применять её на пользу всех.

Итак, стройная организованность всей производственной системы при величайшей подвижности её элементов и их группировок и при высокой психической однородности трудящихся, как всесторонне развитых сознательных работников, – вот вторая характеристика после-капиталистического общества.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]