Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
психология личности.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
354.37 Кб
Скачать

1.Предмет,цель и задачи психологии личности. Психология личности – одна из основных учебных дисциплин гуманитарного профиля и базовый курс дня подготовки психологов в ряду таких дисциплин как «Общая психология», «Социальная психология», «История психологии», «Психология развития», «Психодиагностика». Психология личности отличается от всех остальных дисциплин тем, что здесь предпринимаются попытки синтезировать и интегрировать принципиальные положения других областей психологии.

Ключевым моментом в психологии личности являются теории личности, развивающие различные подходы к пониманию важнейших личностных образований, развития, мотивации и поведения. Та или иная теория личности обеспечивает смысловой каркас или схему, позволяющую упрощать и интерпретировать все, что нам известно о соответствующем классе событий. Психология личности развивается в русле современной академической психологии и представлена выдающимися персонологами XX века – отечественными и зарубежными.

2.Методы изучения личности

3.Основные исторические периоды в изучении личности. В истории соответствующих исследований по изучению личности человека выделяют три периода: философско-литературный, клинический, собственно-экспериментальный.

Первый (философско-литературный) берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается до начала XIX века.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения являлись вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими: включали в себя то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: (его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.д.).

В художественном творчестве, философии и других социальных науках такое понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии данное определение представляется слишком широким.

В первые десятилетия XIX века наряду с философами, писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематическое наблюдение за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делась не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический.

В клинический период изучения личности (как особом феномене) было сужено. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больных, как правило, гипертрофированы. Это относится к тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости, экстраверсии и интроверсии. Определение личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность. Но такое определение для целостного описания психологии нормальной личности является слишком узким. В него не входили такие качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, «нормальны» (например: способности, порядочность, совесть и ряд других личностных свойств).

В первые десятилетия XX века изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание в основном на исследование познавательных процессов и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых можно было строить экспериментально проверенные теории личности.

Экспериментальный период в исследованиях личности совпал по времени с общим кризисом психологической науки, господствующий в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. Он привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдельных психических функций. Новая область знаний – психология личности в этих условиях не могла строиться на старой, умозрительной основе. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования, в-третьих, научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти, мышления.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, который разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений за личностью, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получить данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности.

Экспериментальные исследования личности за рубежом были начаты – Г. Айзенгом и Р. Кеттелом. Заслугой Г. Айзенга явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально- устойчивые черты.

Г. Олипорт заложил основы новой теории личности, получившей название «теория черт», а Р. Кеттел, воспользовавшись методом Айзенга, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал ряд существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названных его именем (16 факторный тест Кеттела).

4.Психология личности на современном этапе

В современной западной теоретической психологии ведущее положение занимает методология социального конструкционизма, рассматривающая любую теорию, да и любое понятие, не столько как отображение объекта описания, сколько как конструкцию, выстраиваемую в процессе работы с ним в определенном социальном контексте и этим контекстом обусловленную. Тот усиленный акцент, который социальный конструкционизм ставит на относительность любой теории и на анализ факторов, влияющих на ее конструирование, остужает теоретиков. Складывается впечатление, что время общих теорий прошло. Тем не менее можно выделить по меньшей мере три группы теорий личности, заслуживающих это имя и созданных за последние десятилетия.

Среди так называемых операциональных или клинически ориентированных теорий личности наибольший интерес представляют теории экзистенциалистской ориентации. Можно выделить несколько достаточно различных версий экзистенциальной психологии личности. Одна из них – это бытийный анализ Л. Бинсвангера и М. Босса – учеников, с одной стороны, З. Фрейда, с другой, М. Хайдеггера. Другая версия – это хорошо известная логотерапия В. Франкла. Учение Франкла было создано в 40–60-е годы, но именно последние десятилетия характеризуются, во-первых, оформлением его школы в общеевропейском масштабе и, во-вторых, разработкой и широким применением методов эмпирического изучения смысложизненных феноменов. Третья и четвертая версии были разработаны на американской земле – это теория личности одного из основателей и лидеров гуманистической психологии Р. Мэя, основные работы которого публиковались на протяжении 60–80-х гг., и экзистенциальная персонология С. Мадди.

В русле современной академической психологии личности хотелось бы отметить два направления. Одно из них – это выросшее, в частности, из социально-когнитивного бихевиоризма Дж. Роттера и А. Бандуры, а также из исследований каузальной атрибуции и выученной беспомощности мощное направление изучения когнитивных факторов и механизмов самодетерминации – систем убеждений, направляющих мотивацию и регулирующих поведение. Второе – это группа теорий, которые можно объединить под условным названием социограмматических теорий, наиболее известными и разработанными из которых являются этогенический подход Р. Харре и «социальная экология» Дж. Шоттера; главным в них является постулирование изначальной включенности личности в социум, в котором действует определенная грамматика поведения – система правил, подобная правилам, по которым строится речь. Одним из основных аспектов развития личности является усвоение из социального окружения этих правил, разучивание социальной грамматики.

Ну и наконец, нельзя не упомянуть про российские теории. В 60-е годы в СССР были четыре ведущих теории личности – московской деятельностной школы, представленной версиями А.Н. Леонтьева и Л.И. Божович, ленинградской школы, сформулированной в работах Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева, грузинской школы, восходящей к работам Д.Н. Узнадзе, и пермской школы В.С. Мерлина. На сегодняшний день приходится констатировать, что после смерти Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева прогресс в развитии их идей их учениками в области теории личности был незначителен. В грузинской школе в 70–80-е гг. в работах прежде всего Ш.Н. Чхартишвили, Ш.А. Надирашвили и Н.И. Сарджвеладзе были сделаны интересные попытки интеграции идей Д.Н.Узнадзе с другими подходами к личности; к сожалению, почти ничего не известно о развитии этих идей в последние десятилетия. Идеи В.С. Мерлина нашли преломление в оригинальной концепции метаиндивидуального мира Л.Я. Дорфмана. Наконец, в русле деятельностного подхода после смерти А.Н. Леонтьева и Л.И. Божович теория личности продолжала и продолжает развиваться многими авторами, в числе которых А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Е.А. Субботский и другие.