Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Иссл. работа.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
56.84 Кб
Скачать

1.3. Литературные образы главных героев произведений а.С. Грибоедова «Горе от ума» и а. Грина «Алые паруса».

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» и феерия А. Грина «Алые паруса» - два непохожих друг на друга произведения. «Алые паруса» - бесспорно романтическое произведение. «Горе от ума» же содержит в себе черты и романтизма, и реализма, и классицизма. Произведения различны по жанрам и по характерам главных героев. Ассоль, несомненно, романтическая героиня, а Чацкий содержит в себе черты как романтического, так и реалистического героя. Но оба эти произведения объединяет одна очень важная черта – проблема противоречия личности и общества.

«Словесный портрет» Ассоль лишен точных реалистических подробностей. Мы не можем сказать в точности, какая она; иллюстратор Грина волен изобразить ее белокурой или черноволосой, с голубыми или карими глазами, придать ей любые черты лица — это ровным счетом ничего не значит, но зато они, эти черты, обязательно должны нести отпечаток особой духовности, устремленности к чуду, погруженности в мир мечты. Исследователей и критиков Грина всегда смущало, что время романтизма как метода давно прошло. Как же быть с Грином? Даже для доброжелателей он был всего лишь «сказочник странный», - говорит о героине «Алых парусов» критик Виссарион Саянов.

А вот точка зрения Н.А. Кобзева:

«С появлением Ассоль на страницах произведения заметно меняется стиль повествования. Он как бы обретает лиричность, задушевность, особого рода теплоту. Информативность описания сменяется нарастающей картинностью. Всё получает смысловую весомость: и деталь, и ситуация, и диалог. Фраза становится сложнее, наполняется заметной экспрессией, в неё стройно вступают стилистические тропы, сообщая ей и особое дыхание, и музыкальность, и цвет. Раздвигается ассоциативно-образное мышление художника. Особой поэтичностью отличается уже первый портрет Ассоль (в феерии их шесть). Это импрессивный портрет, ибо передаётся в заметно эмоциональном восприятии Эгля. Описание преисполнено беспредельного лиризма и нежности: “каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки”; а имя её “так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины”. Грин, воссоздавая этот портрет, как бы сознательно указывает на свою манеру описания наружности героев. “Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением”. Понятие “импрессион”, что переводится с французского на русский как впечатление, и определяет основное свойство гриновского портретирования. Не случайно впечатление от созерцания внешности Ассоль и открыло Эглю главное в её духовном содержании. “Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы...” Открыло и подтолкнуло к мифотворчеству, настроило на создание романтической сказки о морской дали, где однажды сверкнёт под солнцем алый парус, о принце, который увидит во сне Ассоль и приедет за ней, чтобы “навсегда увезти в своё царство”, “в блистательную страну, где восходит солнце”. Так были брошены семена крупной мечты на благодатную почву души Ассоль. Сказка оказалась пророческим предсказанием».

В.В. Харчев, так же, как и В. Саянов, обращает внимание читателей на «словесный портрет» Ассоль, который лишён точных реалистических подробностей, но черты которого несут отпечаток «особой духовности, устремлённости к чуду, погружённости в мир мечты».

Таким образом, критики в образе Ассоль выделяют такие черты, как устремлённость к чуду, мечтательность, лиричность, особая духовность.

Теперь обратимся к образу Чацкого.

«Чацкий прежде всего — честная и деятельная натура, притом еще натура борца, то есть натура в высшей степени страстная. Говорят обыкновенно, что светский человек в светском обществе, во-первых, не позволит себе говорить того, что говорит Чацкий, а во-вторых, не станет сражаться с ветряными мельницами, проповедовать Фамусовым, Молчаливым и иным. В Чацком только правдивая натура, которая никакой лжи не спустит, — вот и все; и позволит он себе все, что позволит себе его правдивая натура», - это слова литературного и театрального критика А.А. Григорьева.

И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» пишет о Чацком следующее: «О Чацком многие недоумевают: что он такое? Он как будто пятьдесят третья какая-то загадочная карта в колоде. Если было мало разногласия в понимании других лиц, то о Чацком, напротив, разноречия не кончились до сих пор и, может быть, не кончатся еще долго. Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом, это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер!» Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком «сочувствия живого», и уехать, увозя с собой только «мильон терзаний» Чацкий рвется к «свободной жизни», «к занятиям наукой и искусством» и требует «службы делу, а не лицам» и т. д. На чьей стороне победа? Комедия дает Чацкому только «мильон терзаний» и оставляет, по-видимому, в том же положении Фамусова и его братию, в каком они были, ничего не говоря о последствиях борьбы».

Таким образом, критики в образе Чацкого выделяют следующие черты: честность, страстность, остроумие, свободолюбие.