Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общий реферат по введению.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
640 Кб
Скачать
    1. Студенчество.

Имея среднетехническую подготовку, Соколов был без проблем зачислен на электротехнический факультет.

Даже в то время преподавательский состав обладал высочайшим уровнем знаний, задающих высокую планку подготовки студентов. Среди них особенно стоит выделить Иманта Георгиевича Фреймана – преподавателя спецкурса радиотехники. Именно благодаря его лекциям Соколов на старших курсах перевелся на электрофизический факультет, несмотря даже на большой объем предметов, которые ему пришлось досдать. Обьяснял он это тем, что будущее принадлежит радиотехнике.

В середине 20-ых годов Соколов встречается с Л.И. Мандельштамом, у которого он хотел работать. Тот предложил Соколову задачу в качестве “отбора” и дал на её решение три дня, тем не мене, выйдя на лестницу, он тут же решил её на подоконнике и пошёл обратно. Так Соколов еще в студенческие годы начал работать в Центральной радиолаборатории.

    1. Семья.

За время учебы в институте большие перемены произошли и в личной жизни Сергея Соколова.

Вскоре после поступления в институт он познакомился с Валей Ларионовой — умной девушкой из интеллигентной семьи. Они занимались в одной группе по математике у Александра Феликсовича Гаврилова.

На одном из институтских вечеров Валю пригласил танцевать Петя Папшицкий — земляк Сергея. После вечера он пошел к Соколову и всю ночь восторженно рассказывал о Вале Ларионовой. На другой день Сергей обратился к девушке с просьбой объяснить ему лекцию по электротехнике. Затем они стали вместе делать лабораторные работы по электрическим измерениям. После занятий Сергей начал провожать Валю домой, уверяя, что живет дальше ее, хотя сам снимал комнату на Васильевском острове, а Валя жила на ул. Чайковского. Трамваи тогда по вечерам не ходили, и он добирался домой пешком.

Они часто гуляли в Ботаническом саду, особенно любили беседку на горке. По воскресеньям ходили в Эрмитаж, Русский музей, Исаакиевский собор и осматривали дворцы Петербурга. Ездили в Детское Село (ныне г. Пушкин), в Павловск. Валя была для Сергея олицетворением обаяния и культуры. В то время Сергей Соколов был 27-летним худощавым, высоким молодым человеком о темными, умными и веселыми глазами.

В июне 1924 г. они поженились и сразу же после свадьбы поехали на родину Сергея — в село Кряжим.

Встретили их приветливо. Бабушка Матрена, к тому времени уже плохо видевшая, ощупала Валю и воскликнула: «Боже мой! Одни косточки!». Сергей рассмеялся: «Были бы косточки, а мясо-то будет!».

В августе они вернулись в Ленинград, погостили три дня у родителей Валентины Николаевны, а затем сняли комнату на Кировском проспекте, в доме № 73/75, у инженера Гельфгота. По счастливой случайности, на одной площадке с ними жили будущие академики Леонид Исаакович Мандельштам и Николай Дмитриевич Папалекси.

Все знавшие Сергея Яковлевича не переставали удивляться его неуемной энергии и редкой трудоспособности. Работал он действительно много. Для отдыха в кругу семьи оставались буквально считанные часы.

Семья Сергея Яковлевича была небольшой: жена — Валентина Николаевна и две дочери — Лена, родившаяся в 1927 г., и Нина — в 1931 г.

Валентина Николаевна после окончания ЛЭТИ работала на заводе имени Кулакова инженером в информационном бюро. Знание трех иностранных языков делало ее работу очень полезной; кроме того, это позволяло ей существенно помогать Сергею Яковлевичу в работе на протяжении всей его жизни.

Жили Соколовы в профессорском доме ЛЭТИ на улице проф. Попова. Их квартира состояла из довольно большого кабинета, детской, комнаты Валентины Николаевны и темной, без окон, столовой. Мебели было мало — самое необходимое.

Когда Сергей Яковлевич приходил вечером домой, вся семья собиралась у него в кабинете. Обе девочки старались уместиться с отцом в одном кресле и вообще «прилипали» к нему. Валентина Николаевна устраивалась на диване. Вечерние сборы семьи, на которых обсуждались впечатления прошедшего дня, для Сергея Яковлевича были коротким временем отдыха и дневной разрядки. Передохнув, он садился работать, Валентина Николаевна уходила по своим делам, Лена готовила уроки, а Нина обычно так умильно смотрела на отца, что он не выдерживал, доставал из ящика тетрадь в косую линейку, писал в ней какую-нибудь букву или простое слово и усаживал девочку сбоку за своим столом «работать». Добросовестно исписывалось по несколько страниц.

Сергей Яковлевич любил работать в спокойной обстановке. Дочери это знали и соблюдали полнейшую тишину. Когда помощница Валентины Николаевны по дому Лидия Петровна шумела на кухне, дети говорили ей: «Петровна, не шуми, папа думает...».

Перед тем как лечь спать, девочки просили отца рассказать сказку. Обычно он рассказывал о Гоге-Магоге с железными ногами, а когда ему было некогда, он выбирал самую короткую сказку про белого бычка — при этом девочки заливались хохотом.

Когда Сергей Яковлевич был в хорошем настроении, он напевал «Все васильки, васильки...» и «Горит рябина под окном, шумит седая ель...». Это запомнилось дочерям на всю жизнь. Вообще он очень любил русские песни.

Нежно заботился Сергей Яковлевич о своих дочерях, особенно когда они болели, сам следил за ходом их лечения и на всю жизнь сохранил интерес к медицине.

Все дни у Сергея Яковлевича были строго расписаны по часам, но если выдавалось свободное время, он с удовольствием ходил с дочками гулять, шутил с ними, рассказывал интересные истории, сказки, которые, видимо, сочинял на ходу.

Довольно часто собирались в доме Соколовых. Из старых друзей приезжала семья покойного профессора И. Г. Фреймана, В. Н. Лепешинская, Д. И. Агапов. Многолетняя дружба связывала Сергея Яковлевича с Г. В. Одинцовым и В. Г. Скорняковым, с которыми он в 1920 г. приехал из Саратова поступать в Электротехнический институт. Дома у Сергея Яковлевича бывали его ученики и сотрудники. Чаще других приходили Б. Н. Можжевелов, Л. Л. Мясников, С. И. Панфилов и Л. Я. Гутин.

Очень приветливо встречал он Ольгу Георгиевну Страхову, свою сотрудницу на протяжении многих десятилетий, активно помогавшую ему готовить к печати монографию «Ультраакустические колебания и их применение». В основу книги предполагалось положить как результаты теоретических, экспериментальных и практических исследований, проводимых самим Сергеем Яковлевичем и его сотрудниками, так и весь материал, накопившийся к тому времени по этим вопросам в мировой науке. В 1938 г. он заключил договор с Судпромгизом об издании книги объемом сначала в 10 листов, а потом в 22 листа. К сожалению, война помешала выходу книги в свет.

Очень тяжелыми для всей семьи Соколовых были 1938 и 1939 года.

Сначала заболела Нина. После того как она упала с крыши сарая и повредила себе ногу, ей пришлось долгое время лежать в гипсе. Очень подвижной девочке было особенно тяжело лежать без движения. Она часто плакала, но Сергей Яковлевич всегда умел ласково успокоить ее.

В марте 1939 г. Валентина Николаевна и Лена попали в тяжелую автомобильную катастрофу. На площади Льва Толстого машину занесло на тротуар. Тяжело пострадало пять человек. Валентина Николаевна, получившая 8 переломов, пробыла в больнице несколько месяцев. Сергей Яковлевич, каждый день навещая ее и успевая побыть дома с Ниной и Леной, не прекращал занятий ни в институте, ни дома с книгой и ежедневно посещал завод, где в то время шла работа по прозвучиванию броневых плит.

Эта катастрофа оказала влияние на всю жизнь семьи, так как Валентина Николаевна осталась полным инвалидом.