- •"Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) - отец русской физиологии"
- •1. Основные достижения и вклад в науку и.М.Сеченова
- •2.Биография.
- •2.1 Детство и юношество.
- •2.2. Образование и начало деятельности в медицинской сфере.
- •2.3.Работа за границей и углубление в физиологию.
- •2.4.Знакомство с Марией Боковой и Надеждой Сусловой.
- •2.5.Работы Сеченова «о животном электричестве».
- •2.6. Труды «Физиология нервной системы» и «о химическом и электрическом раздражении спинномозговых нервов лягушек».
- •2.7.Уход из Российской Академии Наук и дальнейшая деятельность.
- •2.8.Возвращение в Санкт-Петербург и профессорская деятельность в Санкт-Петербургском университете.
- •2.9.Женитьба Ивана Михайловича Сеченова и мнение современников о деятельности физиолога.
- •2.10. Исследовательская работа Сеченова после отъезда из Санкт-Петербурга.
- •2.11.Характер великого физиолога.
- •2.12.После ухода из Московского университета и выхода в отставку.
- •2.13.Смерть Ивана Михайловича Сеченова.
2.6. Труды «Физиология нервной системы» и «о химическом и электрическом раздражении спинномозговых нервов лягушек».
В своём классическом труде «Физиология нервной системы» 1866 года подробно сформулировал своё учение о саморегуляции и обратных связях, в дальнейшем развитые теорией автоматического управления и кибернетикой, эти же проблемы Сеченов исследовал и во время годичного отпуска в 1867 году — официально по поводу лечения кожной аллергии, возможно, связанной с обращением в Сенат академика Медико-Хирургической академии Исидора с просьбой сослать Сеченова «для смирения и исправления» в Соловецкий монастырь «за предерзостное душепагубное и вредоносное учение». Большую часть этого отпуска он провел в Граце, в лаборатории своего венского друга физиолога и гистолога профессора Александра Роллета (1834—1903).Там он обнаружил явления следа и суммации в нервных центрах живых организмов и написал труд «О химическом и электрическом раздражении спинномозговых нервов лягушек». Работая в Академии, принимал участие в организации в Севастополе научно-исследовательской морской биологической станции (ныне Институт биологии южных морей имени А. О. Ковалевского).
2.7.Уход из Российской Академии Наук и дальнейшая деятельность.
В Российской АН в то время по разряду естествознания не имелось ни одного русского имени, и в конце 1869 года Ивана Михайловича избрали членом-корреспондентом этого научного учреждения. А в декабре 1870 года Сеченов по собственному желанию ушел из Медико-хирургической академии. Этот поступок он совершил в качестве протеста против забаллотирования его близкого друга Ильи Мечникова, выдвинутого в профессора. Уход Сеченова положил начало целой «традиции» — на протяжении последующих восьмидесяти лет руководители кафедры физиологии покидали академию при различных обстоятельствах, однако всегда с обидой.
Покинув кафедру, Сеченов некоторое время оставался без работы, пока старый друг и соратник Дмитрий Менделеев не предложил ему поработать в своей лаборатории. Сеченов предложение принял и занялся химией растворов, одновременно выступая с лекциями в клубе художников. В марте 1871 года он получил приглашение из Новороссийского университета и до 1876 года работал в Одессе профессором физиологии. В эти годы Иван Михайлович, не переставая изучать физиологию нервной системы, сделал крупные открытия в области поглощения из тканей и отдачи углекислоты кровью. Также в эти годы Иван Михайлович открыл механизм мышечного чувства (иначе проприорецепции), позволяющего людям даже с закрытыми глазами осознавать положения своих тел. Совершивший подобное открытие английский ученый Чарльз Шерринтгон всегда признавал приоритет Ивана Михайловича, однако Нобелевскую премию по медицине и физиологии в 1932 году получил только он, поскольку Сеченов к тому моменту уже скончался.
В восьмидесятые годы девятнадцатого века имя Сеченова являлось в научном мире не менее популярным, чем в литературном — имя Чернышевского. Однако не менее «популярно» было оно и в правительственных верхах. В ноябре 1873 года, согласно представлению шести академиков, Иван Михайлович баллотировался в адъюнкты Академии Наук по физиологии. Огромный перечень открытий и трудов ученого был столь внушителен, а выдвигавшие его академики так авторитетны, что на заседании отделения он был избран 14 голосами против 7. Однако через месяц прошло общее собрание АН, и Иван Михайлович недобрал два голоса — эти два голоса были привилегией президента Академии. Вот так двери этого учреждения закрылись перед великим русским ученый, как закрылись они и для Столетова, Менделеева, Лебедева, Тимирязева, Мечникова — известных во всем мире ученых, лучших представителей отечественой науки. Ничего удивительного, к слову, в неизбрании Ивана Михайловича не было. С точки зрения большинства академиков физиолог, написавший «Рефлексы головного мозга», пропагандирующий направо и налево «английского революционера Дарвина», крамольник и материалист не мог рассчитывать на нахождение в кругу «бессмертных».
