Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
истмед.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
322.02 Кб
Скачать

2.2. Образование и начало деятельности в медицинской сфере.

Через два года подпоручик Сеченов вышел в отставку и поступил вольнослушателем на медицинский факультет Московского университета. В университете он, помимо изучения медицины, слушал лекции Т. Н. Грановского и П. Н. Кудрявцева. Это позволило ему стать экспертом в области культурологии, философии, теологии, деонтологии, древней и средневековой медицины, истории в целом. Вдумчивый и старательный студент, Сеченов поначалу учился очень прилежно. Он слушал лекции формально жёсткого противника клинических (то есть на пациентах) экспериментов заведующего кафедрой патологической анатомии и патологической физиологии А. И. Полунина. Во время обучения Сеченов решил посвятить себя частной и общей патологии (анатомии и физиологии). Интересом к топографической анатомии его заразил «самый симпатичный профессор» Ф. И. Иноземцев, под чьим руководством Сеченов ещё во время учёбы начал научную деятельность. Любовь к сравнительной анатомии и физиологии ему привил другой преподаватель – И. Т. Глебов. Сеченов стал мечтать о физиологии. На старших курсах после знакомства с главными медицинскими предметами Сеченов разочаровался в медицине того времени. «Виной моей измены медицине, — писал он впоследствии, — было то, что я не нашел в ней, чего ожидал — вместо теорий голый эмпиризм... Болезни, по их загадочности, не возбуждали во мне ни малейшего интереса, так как ключа к пониманию их смысла не было...» Жил Сеченов в студенческие годы очень скромно — снимал небольшие комнатки. Денег, которые присылала ему из деревни мать, едва хватало на пропитание, а ведь нужно было еще вносить плату за обучение.

В связи с тем, что Сеченов разочаровался в медицине, он даже думал не получать степень лекаря. По настоянию декана Н. Б. Анке Иван Михайлович окончил полный курс обучения и в числе трех наиболее способных студентов, сдавал не обычные лекарские, а более сложные — докторские экзамены. Успешно выдержав их, он получил право готовить и защищать докторскую диссертацию.

2.3.Работа за границей и углубление в физиологию.

После успешной защиты Иван Сеченов отправился за границу «с твердым намерением заниматься физиологией». С этого времени физиология стала делом всей его жизни. В 1856—1859 годах работал в лабораториях Иоганна Мюллера, Э. Дюбуа-Реймона, Ф. Хоппе-Зейлера в Берлине, Эрнста Вебера, О. Функе в Лейпциге, К. Людвига, с которым его связала особо тесная дружба, в Вене, по рекомендации Людвига — в лаборатории Роберта Бунзена, Германа Гельмгольца в Гейдельберге. В Берлине прослушал курсы физики Магнуса и аналитической химии Розе.

Для изучения влияния алкоголя на газы крови Сеченов сконструировал новый прибор — «кровяной насос», который высоко оценили Людвиг и другие учёные. Впоследствии этим прибором пользовались многие физиологи (оригинальный «кровяной насос» в рабочем состоянии хранится в музее кафедры общей физиологии Санкт-Петербургского университета).Так же он написал докторскую диссертацию «Материалы к физиологии алкогольного опьянения», опыты для которой ставил на себе!

За границей дружил с А. Н. Бекетовым, С. П. Боткиным, Д. И. Менделеевым, А. П. Бородиным, художником А. Ивановым, которому оказал помощь в работе над картиной «Явление Христа народу». Возможно, именно под влиянием взглядов Иванова и его друга Н. В. Гоголя укрепилась решимость И. М. Сеченова подтвердить учение Русской Православной Церкви о телесном воскрешении при втором пришествии Христа. Для этого предполагалось использовать методы естествознания и опираться на доказанное Сеченовым единство души и тела.

За границей Сеченов полностью развеял существовавшие даже среди лучших учёных Германии представления о «неспособности круглоголовой русской расы» понять современную физиологию. Посетив Берлин, Вену, Лейпциг и Гейдельберг, Иван Михайлович полностью выполнил программу, которую сам себе и составил с целью всестороннего и глубокого освоения экспериментальной физиологии. Итогом этих трудов стало окончание работ над докторской диссертацией, которая была отправлена в Санкт-Петербург в Медико-хирургическую академию, где должна была состояться её защита. Эта работа, скромно названная автором «Материалы для физиологии алкогольного отравления», выделялась глубоким научным проникновением в суть поставленной темы, богатством экспериментальных данных и широтой охвата проблемы. В феврале 1860 диссертация Сеченова была напечатана в «Военно-медицинском журнале». В том же году по приглашению И. Т. Глебова начал работать на кафедре физиологии этой академии, где вскоре организовал физиологическую лабораторию — одну из первых в России. В сентябре 1861 в «Медицинском вестнике» были опубликованы публичные лекции ученого «О растительных актах в жизни животной». В них Сеченов впервые сформулировал понятие связи организмов с окружающей средой. А летом следующего года Иван Михайлович снова отправился на год за границу и работал в парижской лаборатории знаменитого Клода Бернара, основоположника эндокринологии. Там ему удалось открыть нервные механизмы «центрального (или сеченовского) торможения». Этот труд, высоко оцененный Клодом Бернаром, Иван Михайлович впоследствии посвятил немецкому исследователю Карлу Людвигу со словами: «Своему глубокоуважаемому учителю и другу». Не прекращал он также повышать свое образование — в эту же поездку Сеченову удалось прослушать курс по термометрии в известном Коллеж де Франс.