- •Тема 3 конституционные основы (принципы) судебной власти
- •1. Понятие, значение и система конституционных основ (принципов) судебной власти
- •2. Осуществление судебной власти только судами
- •3. Независимость судей при осуществлении правосудия и подчинение их только закону
- •4. Осуществление правосудия на основе Конституции Республики Беларусь, законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов
- •5. Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах
- •6. Состязательность и равенство сторон в процессе
- •7. Открытое разбирательство дел во всех судах
- •8. Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов)
- •9. Право граждан на судебную защиту
- •10. Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую помощь
- •11. Принцип презумпции невиновности
- •12. Выборность и назначение судей
- •Вопросы для самоконтроля
11. Принцип презумпции невиновности
Данный принцип закреплен в ст. 26 Конституции Республики Беларусь: «Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность». «Иными словами, обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда…Важность данного принципа подтверждается и тем, что он закреплен в ряде международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и других документах.
Основная цель действия принципа презумпции невиновности – охрана прав и законных интересов личности, исключение необоснованного обвинения и осуждения. Невиновность обвиняемого может быть опровергнута, но только путем доказывания установленными уголовно-процессуальным законом средствами и лишь при наличии достаточных судебных доказательств, относимых к делу и допускаемых законодательством. Обязанность доказывания возлагается на органы дознания, следователя, прокурора.
В ч. 1 ст. 16 УПК закреплен принцип презумпции невиновности. В чч. 2–4 данной статьи закреплены вытекающие из него положения:
– обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Орган уголовного преследования, суд не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого;
– сомнения в обоснованности предъявленного обвинения толкуются в пользу обвиняемого;
– приговор не может быть основан на предположениях.
12. Выборность и назначение судей
«Формирование судейского корпуса – проблема, решение которой тесно связано с обеспечением независимости судей и подчинения их только закону. Способы формирования судейского корпуса:
1) избрание судей;
2) назначение судей;
3) комбинированный способ.
Длительное время, когда Беларусь входила в состав СССР, единственным способом формирования судейского корпуса было избрание судей, причем судьи избирались населением, позже соответствующими и вышестоящими Советами народных депутатов. Казалось бы, такой способ – наилучший. Однако следует критически относиться к неограниченному использованию системы выборов, т.к., во-первых, у судьи и избирателей неодинаковый уровень правосознания и поэтому их мнение зачастую может быть противоположным, во-вторых, по этой же причине гражданам сложно сделать выбор из нескольких кандидатур, предлагаемых на должность судьи [6, с. 173–174].
Назначение также не может быть единственным способом наделения судейскими полномочиями, т.к. появляется опасность подбора судей исходя из соображений личной преданности, политических убеждений и т.д. Вот почему комбинированный, или смешанный способ формирования судейского корпуса, закрепленный ст. 84, 98 и 116 Конституции Республики Беларусь, представляется более предпочтительным. В данном случае предусматривается обычный для мировой практики принцип участия в процессе формирования высшего судейского корпуса различных органов государственной власти, а комплектование нижестоящих судов входит в компетенцию Президента. Именно такой путь обеспечивает независимость судей от влияния извне при рассмотрении конкретных дел, исключает подчинение той или иной подсистемы судов какой-либо из ветвей власти» [1, с. 64–65].
