- •Тема 3 конституционные основы (принципы) судебной власти
- •1. Понятие, значение и система конституционных основ (принципов) судебной власти
- •2. Осуществление судебной власти только судами
- •3. Независимость судей при осуществлении правосудия и подчинение их только закону
- •4. Осуществление правосудия на основе Конституции Республики Беларусь, законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов
- •5. Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах
- •6. Состязательность и равенство сторон в процессе
- •7. Открытое разбирательство дел во всех судах
- •8. Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов)
- •9. Право граждан на судебную защиту
- •10. Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую помощь
- •11. Принцип презумпции невиновности
- •12. Выборность и назначение судей
- •Вопросы для самоконтроля
8. Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов)
«Право сторон на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений – одна из форм осуществления гражданами права направлять личные обращения в государственные органы и должностным лицам (ст. 40 Конституции). Жалобы участников процесса позволяют вышестоящим судам своевременно проверять решения нижестоящих судов, выявлять ошибки, отменять или изменять незаконные и необоснованные решения. Поэтому своевременное обжалование судебных постановлений (актов) следует рассматривать как действенное условие недопущения исполнения неправосудных решений, средство укрепления законности и правопорядка.
Перечень лиц, имеющих право подачи жалоб на решение судов, а также порядок обжалования, детализируются в отраслевом законодательстве.
Так, в соответствии со ст. 403 УПК жалобу на не вступивший в законную силу приговор по уголовному делу вправе подать обвиняемый, его защитник и законный представитель, потерпевший или его представитель. Оправданное судом лицо вправе обжаловать в кассационном порядке оправдательный приговор в части мотивов и оснований оправдания, а гражданский истец, гражданский ответчик или их представители – в части, относящейся к гражданскому иску.
Жалобу на решение по гражданскому делу вправе подать истец, ответчик, а также другие лица, участвующие в деле.
Кассационные жалобы на приговор или решение могут быть поданы через суд, постановивший их, или непосредственно в кассационную инстанцию в течение десяти суток со дня провозглашения приговора или вынесения решения по гражданскому или хозяйственному делу. Подача жалобы приостанавливает приведение приговора, решения в исполнение.
Возможность апелляционного обжалования решения хозяйственного суда лицами, участвующими в деле, а также лицами, не привлеченными к участию в деле, чьи права и законные интересы нарушены судебным постановлением, вынесенным по делу, если хозяйственный суд принял судебное постановление об их правах и обязанностях, также гарантируется законом (ч. 1 ст. 267 ХПК) [1, с. 59].
9. Право граждан на судебную защиту
«Судебная власть составляет основу национальной системы защиты прав человека. Всеобщая декларация прав человека закрепила право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения основных прав человека, предоставленных ему Конституцией или законом» [1, с. 60].
Согласно ч. 1 ст. 60 Конституции Республики Беларусь каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Кодекса о судоустройстве … гражданам Республики Беларусь гарантируется право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц. Иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется право на судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь.
Организации, индивидуальные предприниматели также имеют право на судебную защиту от посягательств на их права и законные интересы, гарантированные законодательством, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц (ч. 2 ст. 10 Кодекса о судоустройстве).
«Значение судебной защиты прав человека в том, что без нее все остальные юридические институты, методы, влияющие на реализацию прав, остаются недейственными. Так как суд осуществляет социальный контроль за поведением в обществе, за соблюдением Конституции и законов, он должен стать единственным органом, окончательно разрешающим правовые споры в обществе. Такая цель закреплена в Концепции судебно-правовой реформы [1, с. 60]. Для достижения этой цели последовательно расширяется сфера судебной юрисдикции, усиливается судебный контроль за законностью следственных действий и решений. Так, с 1994 года решения органов предварительного расследования о применении такой меры пресечения, как заключение под стражу, могут быть обжалованы в суд. В судебном порядке при наличии соответствующей жалобы проверяется также законность задержания, домашнего ареста или продления срока задержания под стражей, домашнего ареста. Вместе с тем, процессуальные действия, связанные с прекращением уголовных дел, особенно по так называемым нереабилитирующим основаниям, длительное время не ставились под контроль суда и, таким образом, органами расследования граждане фактически признавались виновными в совершении преступления, хотя такое признание – исключительно прерогатива суда» [1, с. 61].
В настоящее время ст. 30 УПК предусматривает, что суд, прокурор или следователь с согласия прокурора вправе прекратить производство по уголовному делу и освободить лицо от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности, а также в связи с:
– деятельным раскаянием;
– примирением с потерпевшим;
– применением мер административного взыскания;
– наличием оснований, предусмотренных ст. 20 УК Республики Беларусь в отношении участника преступной организации или банды;
– передачей несовершеннолетнего под наблюдение родителей или лиц, их заменяющих.
Прекращение производства по уголовному делу по основаниям, указанным в пп.1–3 ч. 1 ст. 30 УПК (деятельное раскаяние, примирение с потерпевшим, применение мер административного взыскания) не допускается, если обвиняемый или потерпевший против этого возражают.
Таким образом, «во-первых, каждый гражданин имеет право на судебную защиту. Этим правом могут пользоваться не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане и лица без гражданства;
во-вторых, право на судебную защиту тесно связано с правом на юридическую помощь, которую оказывают гражданам лица, владеющие юридическим образованием;
в-третьих, к обжалованию в суд допускается любое решение и действие, которые повлекли нарушение закона или превышение полномочий.
Действие этого принципа направлено на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, на укрепление в обществе справедливости и законности» [3, с. 48–49].
«Качество защиты прав человека зависит от неукоснительного выполнения процедурных предписаний. Суды иногда и сами нарушают права человека, т.е. игнорируют требования действующих процессуальных кодексов, допускают судебные ошибки. В связи с этим особое значение приобретает контроль за законностью и обоснованностью решений со стороны как вышестоящих судов, так и общественности.
Надлежащая защита прав человека зависит от эффективности исполнения судебных решений. Не всегда существующая организация исполнения судебных решений, особенно в части имущественных взысканий, гарантирует быстрое и полное восстановление нарушенных прав [1, с. 61]. Поэтому изначально в Концепции судебно-правовой реформы, а затем в действовавшем ранее Законе Республики Беларусь «О судоустройстве…» предусматривалось образование на базе института судебных исполнителей судебной милиции (судебных приставов), которая занималась бы наряду с решением других задач принудительным исполнением судебных и других исполнительных документов. В этом плане представляется возможным использование опыта Российской Федерации, где создана служба судебных приставов, входящая в Министерство юстиции и возглавляемая заместителем министра юстиции – Главным судебным приставом Российской Федерации, а судебные приставы наделены весьма широкими правами и обязанностями, организационно-техническими и правовыми возможностями для исполнения судебных решений» [1, с. 62].
