Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
tema_7_rim.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
207.87 Кб
Скачать

3. Наследование без завещания

Если умерший не оставлял завещания или же завеща­ние по каким-либо причинам не вступало в законную силу, то применялось так называемое seccessio ab intestate - наследование при отсутствии завещания. Со временем его стали называть «наследованием по зако­ну», но во всяком случае до систематизации Юстини­ана понятие «наследование при отсутствии завещания» имело более широкое распространение, поскольку ре­гулировалось не только законами, но и преторским пра­вом.

За время своего существования в Риме система на­следования без завещания не раз изменялась. Сначала круг наследников и их доли в наследстве определялись Законами XII таблиц. Эта система была несложной и основывалась на принципах агнатского родства.

Прежде всего, наследниками были лица, находя­щиеся в семье под непосредственной властью умерше­го и которые вследствие смерти последнего станови­лись persona sui juris. Это жена умершего в браке cum manu, его дети, усыновленные, внуки от детей, умер­ших ранее.

Не имея возможности дать более детальную ха­рактеристику, отметим лишь, что был закреплен важ­нейший принцип наследования по закону: «Каждая пре­дыдущая очередь наследников исключает следующую. Наследники второй очереди могут наследовать только тогда, когда отсутствуют наследники первой очереди; третьей - если нет наследников ни первой, ни второй очередей».

Аналогичных правил об очередности наследования придерживалось и преторское право, которое при этом перенесло центр внимания с агнатского на когнатское родство. Преторским правом были предусмотрены уже не три, а четыре очереди на­следников.

Наконец, с осуществлением систематизации Юс­тиниана (включая сюда и создание «Новелл») было окон­чательно закреплено, что наследниками умершего яв­ляются только когнатские родственники.

В соответствии с правом Юстиниана существовало четыре очереди наследников:

1) первую очередь составляли все нисходящие род­ственники умершего. При этом внуки, правну­ки и т.д. наследовали по праву представления;

2) вторая очередь наследников - это восходящие родственники, а также родные братья и сестры, дети братьев и сестер, умерших ранее;

3) к третьей очереди относились неполнородные братья и сестры и их дети;

4) четвертую очередь составляли другие кровные родственники, не подпадающие под первые три класса. Степень родственной связи не ограничи­валась, однако более близкие родственники вы­тесняли более отдаленных.

Наследство делится между наследниками в равных долях.

Часто в учебниках ошибочно указывается, что су­ществовала и пятая очередь наследников - пережив­ший супруг. Однако в «Новеллах», которыми было уре­гулировано наследование при Юстиниане, ничего о на­следовании супругов не упоминается. Поэтому можно лишь допустить, что сохранялось правило преторского эдикта, о котором было сказано выше. Это означало, что муж после жены или жена после мужа могут на­следовать только тогда, когда вообще нет родственни­ков, даже самых отдаленных.

4. Обязательное наследование

Наряду с названными выше видами наследования в Риме существовала и своеобразная «переходная» фор­ма - обязательное наследование, которое применялось для ограничения и разумного корректирования свобо­ды завещательных распоряжений. Таким образом, ин­ститут необходимого наследования как бы уравнове­шивал в интересах семьи и общества принцип свободы завещания.

Все разновидности необходимого наследования мо­гут быть сведены к двум типам:

  • формально-необходи­мое наследование;

  • материально-необходимое насле­дование.

Формально-необходимое наследование практичес­ки сводилось к установлению определенной формы, предназначенной гарантировать права наследников по закону.

Так, уже в цивильном праве существовали нормы, предусматривавшие, что sui heredes (лица, пребывав­шие под непосредственной властью умершего и вслед­ствие его смерти становившееся persona sui juris) дол­жны были быть назначены наследниками или лишены наследства прямым распоряжением наследодателя. Назначение постороннего наследника при за­малчивании sui heredes не допускалось и влекло не­действительность завещания. Позже преторским эдик­том это требование было распространено на всех liberi (детей умершего и приравненных к ним лиц). При этом liberi мужского пола должны были быть названы по­именно.

В законодательстве Юстиниана формальные гаран­тии были усилены: теперь уже всех нисходящих, неза­висимо от пола, следовало указать поименно, если наследодатель хотел лишить их наследства.

Разумеется, что сами по себе эти формальные ог­раничения еще не обеспечивали реальной защиты се­мьи наследодателя, скорее они создавали моральный, а не юридический барьер. Для того чтобы обязатель­ное наследование приобрело законченный вид, необхо­димы были еще и материальные гарантии.

Их создание основывалось на идее о том, что близ­кие люди должны иметь возможность реально участво­вать в наследовании. Эта идея нашла свое отражение в практике центумвирального суда, которым признава­лось, что если в завещании без уважительных причин ничего не оставлено близким родственникам, то, похо­же, такое завещание совершено лицом, пребывающим «не в своем уме», поэтому оно должно быть признано недействительным.

Вследствие такого подхода цивильные наследни­ки, обойденные в завещании, имели право предъявле­ния иска о наследовании, а возражения лиц, указан­ных в завещании, признавались недостаточными.

Поначалу применение такого приема оставалось прерогативой суда, но со временем эта позиция была подкреплена преторскими эдиктами, признававшими за близкими родственниками право на обязательную долю. Наследодатель обязан был назначить эту долю необходимым наследникам в размере, не меньшем 1/4 того, что данному наследнику полагалось бы при на­следовании по закону.

Так появилось право на обязательную долю, явля­ющееся одним из принципов наследственного права по сегодняшний день.

Юстинианом была предпринята попытка объеди­нения формальных и материальных требований необ­ходимого наследования: в 542 г. своим указом Novella 115 он установил, что наследодатель обязан назначить нисходящих и восходящих прямых родственников на­следниками, оставив им имущество, во всяком случае, в размере обязательной доли. Кроме того, лишение на­следства признавалось возможным в отношении таких лиц лишь при наличии уважительных причин (преступ­ления против наследодателя и пр.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]