- •1.Халықаралық экономикалық жүйеге, оның компоненттеріне, жүйелеріне талдау жасаңыз
- •3. Халықаралық құқық пен хэқ
- •4. Жаһандық құқықтық жүйе және хэқ
- •Глава 7. Международное финансовое права
- •Глава 7. Международное фшшпатое право
- •Глава 7. Международное финансонок прано
- •Глава 7. Международное финансовое прано
- •Глава 7. Международное финансовое прано
3. Халықаралық құқық пен хэқ
В классическом понимании международное право суть комплекс, система правовых норм, базирующихся на согласовании государственных воль либо посредством эксплицитного выражения этих воль прежде всего в международных договорах (опосредованно - в актах межгосударственных организаций), либо в имплицитном их выражении, в укоренившемся обычае. Сказанное применимо вполне и к международному экономическому праву. В нем тоже присутствует коллективная властная государственная воля.
Вопрос соотношения МЭП и международного частного права возникает не в последнюю очередь в связи с некоторым внешнесмысловым сходством значения слов «экономическое» (по русски: «хозяйственное») и «частное». Ответ на этот вопрос осложнен тем, что в доктрине международного частного права есть в основном два различных подхода к пониманию нормативного состава этого права. Согласно одному подходу (в основном школа цивстов: М.М. Богуславский, М.И. Брагинский, И.А. Грингольц, В.П. Звеков, С.Н. Лебедев, А.Л. Маковский, Г.К. Матвеев, М.Г. Розенберг, О.Н. Садиков и др.) - международное частное право включает в себя: во-первых, коллизионные нормы, входящие обыкновенно в состав национального гражданского права и имеющие целью определение так называемого применимого права, т.е. права того государства, в соответствии с нормами которого должны решаться конкретные правовые отношения, выходящие за рамки одной правовой системы; во-вторых, не очерчиваемый строго и четко круг фрагментарно выделяемых норм гражданского, семейного, трудового и т.п. отраслей национального права, применимых к регулированию правоотношений с так называемым «иностранным элементом». Например, национальные нормы, регулирующие правовой режим иностранцев; наконец, в третьих, - это нормы многих международных договоров, прежде всего так называемых «конвенций международного частного права» (точнее было бы говорить о «международных конвенциях о частном праве», нормы которых призваны регулировать частные правоотношения, выходящие за рамки одной правовой системы.
Место МЭП в системе права можно, с учетом сказанного, определить как отрасль международного публичного права (его особенной части) в ряду таких отраслей, как: морское, космическое, воздушное, экологическое, гуманитарное и т.п. § 80. Существует и точка зрения (Д. Карро и П. Жюйар), что МЭП не просто отрасль международного публичного права, но самостоятельная правовая система, хотя и взаимосвязанная с «общим» международным правом. И если «общее» международное право - это право защиты (государственной независимости), то МЭП - это право на экспансию (право государства на обогащение). Однако несомненно, что все принципы и нормы «общего» международного права вполне применимы и к МЭП, существенной же особенностью МЭП является не более чем особый предмет регулирования (межгосударственные экономические отношения). Нет различия между «общим» международным правом и МЭП и по признакам «защиты» «экспансии». И тот и другой признаки равно свойственны и «общему» международному праву, и МЭП. Так, к примеру, трансграничная охрана прав и свобод человека, борьба с терроризмом, осуществляемые в рамках «общего» международного права, - есть явственное «право» на экспансию. С другой стороны, широко применяемая в рамках международного экономического права, причем и наиболее экономически развитыми государствами, протекционистская охрана, в частности с использованием региональной межгосударственной интеграции в отношении не участвующих в этой интеграции стран, - есть, с очевидностью, право «защиты».
