Теория сферического товарооборота в вакууме
Рабочее время, затраченное на производство данного продукта, зависит от производительной силы труда, а та, в свою очередь от средней квалификации рабочего, от достижений науки и техники, природных условий и пр. (Одно и то же количество труда в богатых рудниках доставляет больше металла, чем в бедных) Вообще, чем больше производительная сила труда, чем меньше рабочее время, необходимое для производства данного продукта, тем меньше воплощено в нем труда, тем меньше его стоимость.
Товар обладает стоимостью лишь потому, то он есть продукт одинакового среднего человеческого труда, и его стоимость имеет поэтому общественный характер, из этого понятно, что стоимость товара может проявляться лишь в его отношении к другому товару.
Стоимость (цена) товара, проявляется только в процессе товарного обмена. Любой товар остается в руках своего владельца не обладающим стоимостью продуктом потребления до тех пор, пока не завершится обмен, в процессе которого проявляется его стоимость.
Продукт труда при любой общественной формации есть продукт потребления, но лишь одна историческая эпоха, та, при которой господствует капиталистическое производство, превращает его в товар, когда труд, затраченный на производство полезного продукта, наделяет этот продукт стоимостью как одним из объективных его свойств.
Происхождение денежной формы стоимости товаров, т.е. переход от натурального эквивалентного обмена к товарному.
На ранних ступенях развития человеческого общества натуральный обмен продуктами потребления поначалу носит случайный характер. Обмен происходит внутри общины или между соседними общинами.
Простая эквивалентность: X товара А эквивалентно (по стоимости) Z товару В.
Развернутая эквивалентность: X товара А эквивалентно Z товару В, или Y товару С, или V товару D, и т.д.
В первом соотношении например Х метров холста эквивалентно Z кг пряжи - может показаться случайностью тот факт, что эти два продукта в определенном количественном соотношении способны обмениваться друг на друга. Но какой бы пример из бесконечного ряда мы не взяли бы, выясняется, что эквивалентность холста остается одной и той же, выражается ли она в пряже, чае, пшенице или каких либо других продуктах, принадлежащих самым разным владельцам. Случайное отношение между двумя индивидуальными владельцами отпадает.
Когда какой-либо товар начинает чаще обмениваться на другие товары, он может стать всеобщим эквивалентом. В этом случае товары уже обмениваются е напрямую друг с другом, а только через этот товар. Специфический продукт как принятый обществом эквивалент становится денежным товаром, или функционирует в качестве денег. Теперь золото как продукт потребления служит не только материалом для украшений и прочее, но еще и деньгами.
Деньги - это товар, который непосредственно, либо через своих заместителей (бумажные деньги, монеты) функционирует как мера стоимости и как средство обращения.
Стоимость товара есть его меновое соотношение к деньгам, но отсюда не вытекает обратного, - что меновое соотношение товара к деньгам неизбежно должно быть со стоимостью. Стоимость железа, например, выражается таким образом, что определенное количество его эквивалента (золота), всегда может быть непосредственно обменяно на это железо. Но железо не всегда может быть обменено на золото. Следовательно, возможность отклонения стоимости товара от его средней общественной стоимости заключена уже в самой форме стоимости (отношения товара к деньгам).
Весь холст на рынке функционирует как один товар, каждый кусок его - только часть товара. Если рынок не в состоянии поглотить всего количества произведенного холста по нормальной стоимости, то это доказывает, что слишком большая часть всего рабочего времени общества потрачена впустую, а значит стоимость всего холста на рынке упадет, и стоимость каждого куска тоже упадет, независимо от того как работал каждый конкретный производитель.
Товарное обращение не только формально, но и по существу отлично от непосредственного обмена продуктами. Допустим, ткач продал холст, и на вырученные деньги купил библию. Вроде бы с его стороны все просто - холст обменян на библию. Однако он совершенно не подозревает, что на его холст обменяна пшеница. А продавец библии - что на его книгу обменян холст. Товарное обращение разрывает границы непосредственного обмена между людьми. И каждый новый обмен становится возможным только потому, что был совершен предыдущий. Таким образом, сделки никогда не заканчиваются, и деньги не выпадают из оборота за ненадобностью.
Деньги замещают на рынке товар, который выпал из обращения, т.е. стал продуктом потребления.
При определенном уровне развития товарного производства деньги становятся не только платежным средством при товарообороте, но и всеобщим товаром всяких договорных обязательств. Ренты, подати и т.п. превращаются из поставки натурой в денежные платежи. Но товарное производство (на продажу, не для личного пользования) должно быть в этом случае хорошо развито. Например, дважды потерпели крушения попытки Римской Империи взимать все налоги деньгами. Ужасная нищета французских крестьян при Людовике XIV была вызвана не только высокими налогами, но и превращением их натуральной формы в денежную.
