- •Министерство образования и науки Российской Федерации
- •«Государственный университет управления»
- •«Управление в отраслях топливно-энергетического комплекса»
- •Глава 1. Мировой опыт управления угольной отраслью……………………….5
- •Глава 2. Сравнительный анализ угольной отрасли сша, Китая, России…...18
- •Глава 3. Использование мирового опыта для развития угольной отрасли…..23
- •Глава 1. Мировой опыт управления угольной отраслью.
- •1.1. Роль государства в управлении угольной отраслью сша
- •1.2. Роль государства в управлении угольной отраслью Китая
- •1.3. Роль государства в управлении угольной отраслью России
- •Глава 2. Сравнительный анализ угольной отрасли сша, Китая, России.
- •Глава 3. Использование мирового опыта для развития угольной отрасли.
- •3.1. Перспективы развития угольной отрасли в сша
- •3.2. Перспективы развития угольной отрасли в Китае
- •3.3. Перспективы развития угольной отрасли в России
1.3. Роль государства в управлении угольной отраслью России
Россия занимает второе место в рейтинге стран по разведанным запасам угля по данным на конец 2015 года. Общий объем доказанных запасов составляет 157010 млн тонн. Это примерно на 80 млрд тонн меньше, чем запасы США. [1]
С 2009 по 2015 год включительно в России наблюдается устойчивый рост добычи угля. Прирост угледобычи в 2015 году по сравнению с 2014 составляет 4,5%.
Однако, в отличие от США, в России низкая доля использования угля в электроэнергетике в настоящий момент. В 50-е годы прошлого столетия доля угля в топливно-энергетическом балансе России составляла 65 %. В последующем она постепенно сокращалась. В особенности серьезный спад начался в 70-е годы, после открытия газовых месторождений в Сибири. Во времена кризиса 90-х интерес энергетиков к этому виду топлива окончательно упал. Многие ГЭС, изначально спроектированные для работы на угле, были переоборудованы под газ. В 2014 году доля использования угля в электроэнергетике снизилась до 26%. [3] По существующей программе развития электроэнергетики РФ до 2025 года, доля угля в производстве электричества может вырасти до 40%. Для достижения данного показателя потребуется дополнительно около 25 млн. т угля. Увеличение доли угля в производстве электроэнергии до 40% позволит сэкономить 15 млрд. газа. Производство энергии с использованием угля возможно только в том случае, если государство будет инвестировать средства в строительство и модернизацию угольной энергогенерации.
По прогнозам правительства, экспорт российского угля в 2016 году останется на уровне прошлого года. Премьер Дмитрий Медведев называет это «неплохим результатом при нынешних входящих условиях». Действительно, ситуация и в мировой, и в российской угольной отрасли далека от благоприятной.[10] Основные направления государственного вмешательства в управление угольной отраслью имеют прямую связь с существующими проблемами в данной сфере, так как выпускаемые нормативно-правовые акты направлены именно на решение данных вопросов.
Причин, по которым угольная промышленность у нас в стране развивается довольно-таки медленно, существует несколько. К проблемам этой отрасли народного хозяйства относят:
затянувшуюся «газовую паузу»;
значительную удаленность мест добычи от основных потребителей;
загрязнение окружающей среды;
тяжелые условия труда рабочих.
Для начала остановимся более подробно на первом пункте. Не особенно хорошо угольная промышленность России развивается прежде всего из-за нежелания потребителя переходить с голубого топлива на твердое. И неудивительно. Газ у нас в стране стоит очень недорого. Однако эта проблема угольной отрасли, по всей видимости, будет решена в довольно-таки короткие сроки. Дело в том, что «газовая пауза» близка к своему исчерпанию. По оценкам «Газпрома», продлится она еще не более 6—7 лет. Все дело в истощении наиболее рентабельных месторождений голубого топлива в России. В связи с этим уже сегодня разрабатываются и начинают претворяться в жизнь программы, направленные на развитие угольной промышленности и внедрение технологий, основанных на использовании твердого топлива, по всей производственной цепи народного хозяйства.
Однако развивается угольная промышленность России, несмотря на действующие программы по ее реанимации, и в наше время довольно-таки медленно. В 2015 г. добыча в России составила около 360 млн тонн. При этом российские компании закупили около 80 млн тонн. В советские времена, даже после начавшейся в 70-е «газовой паузы», этот показатель составлял 716 млн т (1980—82 гг.). Причем в 2015 г., по словам представителей Минэкономразвития, сократились и инвестиции в отрасль. [9]
Проблема удаленности от потребителей, пожалуй, не менее серьезная проблема угольной промышленности на сегодняшний день. Крупнейший бассейн России, Кузбасский, к примеру, расположен в 3000 км от ближайшего порта. Большие транспортные затраты приводят к понижению рентабельности шахт и разрезов и увеличению стоимости угля. Ситуацию усугубляет довольно-таки слабая развитость железнодорожных путей в Восточной Сибири. Разумеется, в программах развития угольной промышленности уделяется внимание в том числе и этой проблеме. Одним из способов ее решения является вертикальная интеграция предприятий отрасли. Предлагается, к примеру, организовывать на базе шахт объекты энергетики малой и средней мощности. Такая реконструкция может быть без особых затрат произведена путем установки на шахтных котельных турбогенераторов.
Угольные реформы в России являются ярким примером столкновения двух сил, двух направлений, двух альтернатив, между которыми в ближайшие годы будет идти борьба — номенклатурного капитализма и свободной рыночной экономики. Несмотря на эту борьбу, угольные реформы проходили в рамках более или менее продуманной и цельной официальной правительственной стратегии реструктуризации отрасли, а потому менее стихийно, нежели чем в большинстве других секторов экономики.
Отечественная угольная промышленность является единственной отраслью промышленности, где осуществлено коренное реформирование в рамках государственной программы реструктуризации.
Причины проведения реструктуризации были для всех профессионально работающих в этой сфере очевидны. Отрасль содержала значительную долю шахт и (в меньшей степени) разрезов, которые были не только не рентабельны, но и не имели шансов стать рентабельными, когда бы то ни было. Отрасль тащила за собой этот невероятный груз, объемы бюджетных дотаций требовались гигантские - на фоне того, что бюджет в то время был просто катастрофическим по напряженности. Было понятно, что для того, чтобы спасти отрасль, нужно отрезать ее безнадежную часть. [11]
Для предотвращения коллапса угольной отрасли нужны были решительные меры. Начало им положил Указ президента РФ от 30 декабря 1992г. “О преобразовании в акционерные общества и приватизации объединений, предприятий и организаций угольной промышленности” Возглавить работу по реструктуризации угольной отрасли было поручено созданной в апреле 1993г. компании “Росуголь”. В кратчайшие сроки были разработаны ”Основные направления реструктуризации угольной промышленности России”, утвержденные правительством РФ.
Реструктуризация - это реформирование угольной отрасли, перевод ее на рельсы рыночной экономики. Нужно было одновременно решить несколько сверхсложных задач: закрыть опасные и нерентабельные шахты, переоснастить современной техникой перспективные, начать строительство новых угледобывающих предприятий, не уступающих лучшим мировым образцам. Параллельно необходимо было вывезти из кризиса социальную сферу угольных регионов и избежать массовой безработицы среди шахтеров. Следовало также вывести за пределы отрасли все непрофильные производства, акционировать и подготовить к работе в рыночных условиях территориальные угледобывающие объединения. Все это требовало и требует очень больших средств, четкой законодательной базы и согласованности действий федеральных, региональных и отраслевых органов. Еще одна проблема - угольное машиностроение. Более 60% всех его мощностей было сосредоточено на Украине и в Казахстане. [12]
В 1993 – 1997 гг. было закрыто более 90 особо убыточных и опасных шахт и 1 разрез, количество персонала уменьшилось на треть. Одновременно строится 11 новых высокопроизводительных шахт и 15 разрезов в Кузбассе, Ростовской и Амурской областях, в Приморье и Бурятии. Их суммарная мощность должна превысить 57 млн. тонн в год. Третий год растет производительность труда шахтеров и нагрузка на очистной забой. Снижается себестоимость добываемого угля. Отечественная машиностроительная промышленность, прежде всего заводы ВПК, освоили выпуск современной высокопроизводительной горнодобывающей техники, качество которой значительно превышает все то, что получали ранее с украинских и казахстанских заводов.
20 июня 1996 года был издан Федеральный Закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", приоритетной направленностью которого являлось государственное финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и формированию социальной политики в отношении увольняемых работников.
В США реструктуризацию провели за 20 лет, а в России за 12-15. В процессе реструктуризации прекращена работа убыточных организаций, практически завершена приватизация угольных компаний. Экономические основы функционирования отрасли приведены в соответствие с рыночными принципами, достигнута наивысшая в истории угольной промышленности производительность труда, обеспечена рентабельность угледобычи. в 2001 г. объем добычи угля частными угольными организациями составил 77,2 %. Выделение дотаций на покрытие убытков с 2002 г. полностью прекращено.
В результате успешно проведенной реструктуризации государственная собственность перешла в частную. Как считает Александр Новак, именно это спасло ее в кризисной ситуации от многих негативных последствий данного явления.
Однако в настоящее время существует необходимость пересмотра действующего законодательства в области добычи (переработки) и использования угля, исходя из необходимости обеспечения баланса частноправовых и публично-правовых начал в регулировании этих отношений с использованием положительного зарубежного опыта. Правовые нормы предыдущих законов требуют согласования с экологическим законодательством.
24 января 2012 года в ходе рабочей поездки в г. Кемерово Председатель Правительства РФ В.В. Путин провел совещание "Об итогах реструктуризации и перспективах развития угольной промышленности", по результатам которого после окончательного обсуждения "Долгосрочная программа развития угольной промышленности на период до 2030 года" была подписана.
