Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Letopis_3.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
6.21 Mб
Скачать

Октябрь 19

Из записи В. В. Лужского после просмотра спектакля «Продавцы славы»:

«Необычайное спокойствие у всех вместо выдержки и зоркого глаза. … Одним словом, опять все ждут очередных выступлений К. С. Как все-таки не жаль всем его сил, удивительно!!»

Дневник спектаклей.

Октябрь 20

Играет роль Крутицкого (спектакль на Малой сцене МХАТ).

А. И. Южин пишет С. после прочтения книги «Моя жизнь в искусстве»:

«… Горячо благодарю Тебя за огромное наслаждение, доставленное мне Твоей книгой. Я подряд второй раз ее перечитываю с возрастающим интересом и упиваюсь простотой, искренностью и силой, с какими она написана, а с другой стороны — разъясняю себе многое, что до сих пор мне не было ясно и понятно в созданном Тобою и Володей деле».

Архив К. С.

Октябрь 21

Репетирует «Женитьбу Фигаро».

Прошли всю картину «Суд», «искали мизансцены», разметили картину по кускам. Из общих замечаний С. на репетиции:

«Никогда в жизни к чувству прямым путем не подходить». «Физическая задача должна быть правильная». «Развить сцену — [значит] увеличить предлагаемые обстоятельства».

Запись помощника режиссера в Дневнике репетиций.

Отказывается удовлетворить просьбу В. Л. Ершова об освобождении его от ролей Брабанцио и Моптано в «Отелло»378.

{576} «Выяснить с Владимиром Львовичем, что роль Брабанцио совершенно исключительная и что именно она в его средствах. Непонимание своего амплуа — большая беда для молодого актера. Когда эта роль покажется на сцене, он будет себе грызть пальцы от досады. Понимает ли Владимир Львович, что отказывание от ролей является началом разложения труппы. Монтано писал никто другой, как Шекспир. Непонимание того, что это роль, а не что-нибудь, недопустимо для хорошего актера. Из сказанного понятно, что я не могу сочувствовать и санкционировать такой отказ. Боже мой, чему можно выучиться на такой роли, как Монтано. Если бы актер задался только желанием передать то, что написано в словах, то ему хватило бы работы на целый год. Иной подход к роли был бы оскорбителен для Шекспира и не правилен для настоящего актера».

Запись С. на протоколе заседания Репертуарно-художественной коллегии МХАТ. Архив К. С., № 4251/3.

Октябрь 22

Дарит книгу «Моя жизнь в искусстве» А. И. Южину с надписью: «Дорогому, близкому душе другу Александру Ивановичу Южину в знак восхищения, любви и благодарности». «Я прозевал твой приезд и потому опаздываю с присылкой тебе первого произведения молодого писателя 63 лет, подающего надежды. Я знаю, что книгу ты прочел и дал о ней в твоем письме незаслуженный отзыв379. Спасибо тебе за него. Очень хочу при случае поговорить и услышать твою критику писателя».

Письмо С. к А. И. Южину. «Ежегодник Малого театра» за 1955 – 1956 гг., стр. 145 – 148.

Октябрь 23

Играет роль Астрова в 300‑м спектакле «Дяди Вани». Замечает, что перед входом на сцену «комнату ожидания наполняют лица, не участвующие в спектакле».

«Напоминаю, — пишет С. в Дневнике спектаклей, — что это не клуб, а место для подготовления к творчеству актеров перед самым выходом. Здесь не может быть ни посторонних лиц, ни посторонних разговоров. Здесь должно царить только искусство и здесь имеют право находиться только актеры, участвующие в спектакле (не участвующих прошу быть в фойе), заведующий сценой, музеем, портнихи, костюмер, гример, которые нужны в пьесе и акте; за кулисами — режиссер и помощник [режиссера]. Все остальные, по традициям театра, не имеют доступа в комнату ожидания.

{577} Это мое заявление, написанное наскоро; прошу моего секретаря — отредактировать, дать на подпись и в рамке повесить (навсегда) над диваном»380.

Обращается к участникам оперы «Царская невеста»: «В понедельник будет знакомство с новыми дирижерами. Удалось убедить оркестрантов, чтоб они пришли в нерабочий день играть. Они согласились, но не больше как на два часа. У нас будет дирижировать 4 человека, каждый по акту + секстет (3 картины). Надо начать вовремя. Предупредить всех певцов, поющих роли или в хору, что опаздывать нельзя. Во-первых, это дискредитирует Студию перед В. И. Суком и новыми лицами. Во-вторых, на ансамблевую репетицию опаздывать — преступление, и, в‑третьих, мы ничего не успеем сделать, а еще повторить такой сеанс будет невозможно. Будущее Студии во многом зависит от этого дня. Поэтому ввиду важности события я объявляю на этот день — понедельник — Студию на военном положении и предупреждаю, что буду страшно строг ко всем, за нарушение дисциплины».

Запись С. в Дневнике репетиций Оперной студии.

Отвечает наркому просвещения Азербайджана М. Кулиеву, приславшему к С. тюркского актера Р. Дарабли:

«Я постараюсь его устроить в Оперную студию моего имени по классу моей системы, которая в данный момент преподается под моим присмотром только там.

Все мы, работники Художественного театра, будем очень рады оказать посильную помощь и поделиться своими знаниями с молодым, зарождающимся Тюркским театром, которому искренно желаем всякого процветания».

Архив К. С., № 6464. Машинописная копия.

ОКТЯБРЬ 24

Спектакль «Горячее сердце» смотрит известный немецкий пианист Эгон Петри.

ОКТЯБРЬ 25

Днем проводит конкурс на замещение должности дирижеров в Оперной студии. Принимаются М. Н. Жуков и К. Ф. Брауэр. Вечером просматривает костюмы для «Царской невесты»; беседует со студийцами о предстоящем открытии театра, об этике, дисциплине.

Записная книжка В. С. Алексеева. Архив К. С.

{578} ОКТЯБРЬ 26

Председательствует на заседании Высшего совета МХАТ. Газета «Вечерняя Москва» сообщает:

«По приглашению К. С. Станиславского в Москву приехал режиссер одного из наиболее левых театров Гетеборга (Швеция), г‑н Вендблат»381.

ОКТЯБРЬ 27

Репетирует четвертое действие «Женитьбы Фигаро». Устанавливает мизансцены.

ОКТЯБРЬ 28

Играет роль Крутицкого (спектакль на Малой сцене МХАТ). В связи с запросом Репертуарно-художественной коллегии МХАТ о деятельности лаборатории по разработке новых постановочных принципов С. пишет:

«В лаборатории в данную минуту происходит проба для “Войцека”382 и для “Дядюшкина сна”. Кроме того, есть мои задания для античного спектакля и еще кое-какие намеки. …

Если бы Коллегия предложила свои соображения по поводу установления порядка пользования наиболее продуктивно лабораторией всем режиссерам, я был бы очень благодарен. При этом следует установить такие правила: допустим, у нас придуманы, задуманы новые принципы — А, Б, В. Режиссеры ближайшей постановки принимают и тот, и другой, и третий. А для следующей постановки уже ничего нового не остается. Это расточительность. Нужно распределять то, что находится, более экономно. Принцип А может быть нужен для постановки № 1, Б — для третьей, а В не очень подходящ для второй, и потому лучше им не пользоваться совсем и ждать более подходящего случая. Кроме того, надо установить какие-нибудь гарантии, чтобы секреты лаборатории не выходили наружу. До сих пор было так: без моей записки личной никто не имел права входа. Теперь же это правило нарушается, лаборатория превратилась в проходной двор и, очевидно, мы будем работать на какой-то другой театр, которому разболтают наши открытия и он наспех испошлит их».

Запись С. на протоколе заседания Репертуарно-художественной коллегии МХАТ. Архив К. С., № 4254/4.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]