Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Letopis_3.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
6.21 Mб
Скачать

{300} Август 7

Вл. И. Немирович-Данченко пишет из Висбадена Н. А. Подгорному, что одновременно посылает «маленькое письмо Конст. Серг. с главной целью успокоить его, что ехать в Берлин можно и даже уютно: не как везти в Европу новое искусство, а как заехать к старым друзьям, и русским и немцам, по пути в Париж, Лондон и Америку».

Архив Н.‑Д., № 11170.

Август 12

Из письма Вл. И. Немировича-Данченко к П. А. Подобеду о Музыкальной студии:

«… Пусть Правление пойдет к Конст. Серг. и поручится перед ним за то, что Студия приложит все силы, все внимание, все старания, чтоб не пятнать созданного им Художественного театра, поручится, что поведение Студии в отсутствии К. С. будет на высоте заслуг Художественного театра»181.

Архив Н. Д., № 1303.

Август 18

Уезжает из санатория «Узкое»:

«Меня профессора проводили из Цекубу с шиком. Когда я пришел к обеду, ничего не зная, то увидел, что мне приготовлено особое кресло, к которому было привязано целое дерево с красными ягодами калины. Весь стол забросан цветами. При моем появлении все встали и аплодировали. За обедом начались напутственные речи, провожавшие меня за границу. Прежде всего говорил Реформатский… о моей личности, т. е. мою характеристику. Потом старик Анучин говорил мне приветствие от лица профессоров. Потом знаменитый профессор [А. П.] Павлов говорил о слиянии искусства с наукой. Потом проф. С. А. Котляревский говорил о национальном и общественном значении и миссии нашей поездки. Потом профессор Хорошко (психиатр) говорил о значении МХТ для его поколения молодежи. Потом профессор Филиппов А. Н. (историк) говорил тоже о моей личности среди профессоров. Потом еще кто-то говорил и, наконец, я должен был сказать ответную речь. Мне был подан шикарный автомобиль, и при аплодисментах всех профессоров я уехал из Санузкого (или дома отдыха)»182.

Собр. соч., т. 8, стр. 23 – 24.

{301} Август, после 19‑го

И. Н. Певцов сообщает С., что он не может ехать с театром на гастроли в Америку «по чисто семейным обстоятельствам».

«— Это окончательно?

Я говорю: “Окончательно”.

Он вдруг вскипел невероятно:

— Вы что — почтовый чиновник, акцизник? Вы — артист? … — Я с Вами не разговариваю, вы — акцизник, сейчас же уходите.

Одним словом, он решительным образом выгнал меня из театра»183.

И. Н. Певцов, Об искусстве актера. В кн.: С. Цимбал, Творческая судьба Певцова, стр. 239.

Август, с 21‑го

Ежедневно репетирует «Царя Федора Иоанновича» и другие спектакли, предназначенные для гастролей за границей. «Театр в Берлине арендован, реклама пущена в ход, деньги от Мориса Геста (американский антрепренер) получены — все пути к отступлению отрезаны. А состояние спектаклей, которые были намечены в поездку (“Царь Федор Иоаннович”, “На дне”, “Вишневый сад”, “Три сестры”) казались К. С. на совершенно недостойном уровне».

Из воспоминаний В. В. Шверубовича. Рукопись.

Работает с В. И. Качаловым над ролью царя Федора.

«В работе над ролью царя Федора Станиславский добивался от Качалова раскрытия внутренней противоречивости образа, его психологической сложности и многогранности. Не удовлетворяясь только благостным Федором, только сыном “тишайшей” царицы, без примеси крови Грозного, Станиславский искал контрастных черт, дополнительных красок, углубляющих образ Федора и тем самым еще более оттеняющих присущие ему кротость, доверчивую тихость и душевность. Стремясь, согласно “системе”, искать “доброго в злом и злого в добром”, Станиславский, как вспоминает В. И. Качалов, очень поощрял его на разнообразное проявление черт Грозного. “Раз вы играете кроткого, — говорил Станиславский, — ищите, где он злой, что у него от отца, от его неудержимости”…»

Б. Ростоцкий и Н. Чушкин, Н. П. Хмелев в роли царя Федора Иоанновича, «Ежегодник МХТ» за 1945 г., т. 2, стр. 87.

«Раз или два Василий Иванович с книжкой в руках (для демонстрации своей неготовности, хотя текст знал превосходно, назубок) {302} попробовал почитать, наметить первые картины “Федора”. К. С. как будто принял, во всяком случае, никаких замечаний не делал, а покашливал как будто удовлетворенно. Смешно и неправдоподобно это звучит, но В. И. от этого покашливания сиял, как не сиял после самых восторженных берлинских и пражских рецензий…»

Из воспоминаний В. В. Шверубовича. Рукопись.

В. Н. Пашенная вспоминает, как она, уже опытная актриса, оказалась беспомощной и переучивалась на репетициях «Царя Федора».

«Долгое время я не могла пойти дальше первой фразы, которую царица Ирина говорит царю Федору, встречая его после прогулки верхом…

… Говоря “Здорово, свет! Никак ты уморился?” — произносила это, как актриса Пашенная, — произносила певучим голосом, хорошо выговаривая слова, но ни на йоту не сливаясь с нежным, глубоким образом царицы Ирины.

Константин Сергеевич не мог принять этой фразы и беспощадно заставлял меня больше месяца работать над ней. Наверное, я смогла бы притвориться и сказать эти слова, как хотел Станиславский, но я не хотела лгать ни себе, ни тем более Константину Сергеевичу. Я добивалась правды.

… Наконец кое-как я справилась с этими словами. Пройдя по всей роли и работая все время с Константином Сергеевичем — Шуйским и В. И. Качаловым — Федором, постепенно осваивая органический закон переживания и общения, я начала овладевать ролью в целом.

… Только через много лет я научилась жить в образе, ощущая всю жизненную правду и природу живого, действующего человека».

Вера Пашенная, Искусство актрисы, М., «Искусство», 1954, стр. 135 – 137.

АВГУСТ, до 28‑го

Телеграфирует импресарио Л. Д. Леонидову в Берлин: «Декорации на поделке везти нельзя, все придется делать заново. Примите героические меры подготовке Гремиславскому хорошего, удобного ателье, опытных помощников. Гремиславский вместе с Bühnenmeister’ом выезжает 28 августа. Сценическое имущество отправляется 1 сентября, труппа выедет 14 сентября».

Архив К. С., № 1760.

АВГУСТ 28

Американские газеты помещают сообщение об одобрении Советским правительством гастролей МХАТ в США. В пространных статьях газеты излагают историю Художественного театра и биографии {303} его руководителей, приводят репертуар и план гастролей, состав труппы и т. п.

«The New-York Times», «The Evening Mail» и др.

АВГУСТ 29

Днем репетирует «Царя Федора Иоанновича».

Вечером проводит репетицию всей пьесы «Вишневый сад». Рассказывает о Чехове, об его отношении к людям и к своим героям.

Из воспоминаний М. П. Чупрова. Архив К. С.

АВГУСТ 30

Днем репетирует «Вишневый сад», вечером — «Царя Федора Иоанновича».

АВГУСТ, конец

Проводит конкурсные испытания для поступающих в Оперную студию. Среди экзаменующихся М. Л. Мельтцер, о которой С. записал: «Мельтцер — без темперамента, очень музыкальна, очаровательна. 5, д»184.

Архив К. С.

СЕНТЯБРЬ 2

Составляет список книг, режиссерских экземпляров, ролей и рукописей для провоза с собой за границу; роли: Вершинина, Сатина, Звездинцева, Кавалера ди Риппафрата, Абрезкова. Режиссерские экземпляры и пьесы: «Моцарт и Сальери», «Самоуправцы», «Отелло», «Юлий Цезарь», «Горе от ума», «На всякого мудреца довольно простоты», «Доктор Штокман», «Провинциалка», «Царь Федор», «Уриэль Акоста», «Гувернер», «Дядя Ваня», «Иванов», «Три сестры», «На дне», «Плоды просвещения», «Лес», «Каин» и записки по «Каину». Рукописи по системе, «История одной постановки», «программу уроков для лекций».

Архив К. С., № 3722.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]