- •Проблема истинности и ошибка «предвосхищение оснований» в логике и в аргументации.
- •2.• Закон противоречия: два суждения, одно из которых является отрицанием другого, не могут быть вместе истинными (одно из них ложно).
- •Прагма-диалектический подход к анализу аргументации. Основные принципы.
- •Споры простые и сложные, единичные и множественные, смешанные и несмешанные. Единая классификация споров.
- •Дж. Остин о перформативных речевых актах.
- •Дж. Остин о структуре речевого акта и его коммуникативных характеристиках. Речевой акт как локуция, иллокуция и перлокуция
- •Дж. Серль о конституирующих правилах.
- •Специфические характеристики и конституирующие правила аргументативного речевого акта.
- •Имплицитные и косвенные речевые акты.
- •Стратегия максимально аргументативной интерпретации и принцип максимальной релевантности в интерпретации речевых актов.
- •Стратегия максимально аргументативной интерпретации
- •Сложносочинительная аргументация
- •Каждый, кто высказывает точку зрения, обязан защищать ее, если это требуется.
- •Нападки на личность и условия их допустимости.
- •Консенсус как исходное условие и основа всякой дискуссии.
- •Ссылка на авторитет, явная и скрытая.
- •Взаимосвязь и взаимодействие аргументации и риторики.
Дж. Остин о перформативных речевых актах.
В основу теории речевых актов было положено понятие перформатива.
Дж. Остин выделил свойство перформативности как особое языковое явление и обобщил его для всех высказываний. Перформативы (перформативные высказывания) по своей структуре совпадают с повествовательными предложениями, но, в отличие от последних, не описывают действие, а равносильны осуществлению действия. Произнесение высказывания Я клянусь в том-то и том-то является самой клятвой, а не описанием того действия, которое говорящий выполняет в момент речи. Свойством перформативности обладают глагольные формы изъявительного наклонения настоящего времени первого лица. Их употребление и позволяет назвать высказывание перформативом. Таковы, например, формы клянусь, обещаю, нарекаю, благодарю. Большинство же глаголов этим свойством не обладает. Так, фраза Я пишу письмо очевидным образом именно описывает действие, а не является таковым. Произнесение слов Я пишу не может заменить само писание.
Дж. Остин о структуре речевого акта и его коммуникативных характеристиках. Речевой акт как локуция, иллокуция и перлокуция
Речевой акт обладает внешними и внутренними свойствами. К внутренним свойствам относятся этапы речевого акта - локуция, иллокуция и перлокуция (Стросон, 1986, с.131-132). Локуция - это этап лингвистического выражения языковой единицы, в нашем случае - написания, например, Мерседес, комет-гель, кока-кола
Иллокуция - это этап воздействия информации на получателя, например, в нашем случае - этап репрезентации товарного знака, вызывающего у получателя закрепленные за этим знаком привлекательные свойства. Ср. Мерседес - надежность, престижность; комет-гель - чистота; кока-кола - настоящий вкус.
Перлокуция - это этап достижения эффекта, а именно: товар покупается, или хотя бы изменяется представление получателя о предмете, например, складывается благоприятное отношение к товару, т.е. товар становится частью "Я" потребителя.
Дж. Серль о конституирующих правилах.
Сёрл (Джон) исходит из связи коммуникативных действий с состоянием сознания участников коммуникации. При этом Сёрл (Джон) опирается на тот анализ языка, который был проведен ранее его учителем Дж. Остином. Согласно ему, для понимания сути языковой деятельности необходимо, прежде всего, сосредоточить внимание на ее базовой единице — речевом акте. Именно изучение структуры речевого акта позволит понять, каким образом один человек, производя некоторые звуки, оказывается в состоянии выразить нечто осмысленное, а другой — нечто понять. Сёрл (Джон) разделяет общую для всех прагматически ориентированных исследователей языка установку, согласно которой говорение на языке включено в общий контекст человеческого поведения. Существенно, согласно Сёрлю, еще и то, что это поведение подчинено интерсубъективно разделяемым правилам. Тот факт, что речевой акт есть не просто набор звуков, а производится сообразно определенным правилам, и делает его способным выражать некий смысл. Поэтому одна из основных задач проводимого в книге исследования состоит в том, чтобы выяснить, каким именно правилам должны соответствовать речевые акты и как эти правила конституируют их произнесение. Правила определяются конвенцией, принятой в сообществе. Относительно этой конвенции Сёрл (Джон) специально оговаривается, что ее нельзя считать языковой конвенцией, поскольку она не связана ни с каким конкретным языком. В частности, она не зависит от синтаксиса языка. Сёрл (Джон) предполагает, что система правил, определяющих произнесение речевых актов, одинакова в любом языковом сообществе, каким бы языком оно ни пользовалось.
