Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
82.94 Кб
Скачать

МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ.

Защитные механизмы (психологическая защита)

Когда живой организм взаимодействует с дистрессором, то сам этот организм, роазумеется,испытывает дистресс. Чтобы избежать разрушающего действия дистресса, организм может либо

  1. уничтожить дистрессор, либо

  2. изменить дистрессор (то есть любым способом превратить дистрессор в эустрессор), либо

  3. изменить себя, либо

  4. убежать от дистрессора, либо

  5. использовать посредника (адаптивный паразитизм / инфантильный паразитизм) - «Подставь под удар другого»

Все это механизмы «борьбы» с дистрессором, механизмы адаптации. Наиболее продуктивным способом считается изменение себя. При этом подходе организм на всю жизнь обретает способность не реагировать на дистрессор.

У психоневротиков срабатывают все типы, но в неправильной, патологичной форме. Психоневротики пытаются уничтожить дистрессор (гистрионное, диссоциальное и эмоционально-неустойчивое расстройства личности). Часто они пытаются изменить дистрессор (заставить меняться других, но сами при этом менять в себе что-то не хотят). Могут убегать от дистрессора - физически или мысленно (тревожно-фобические расстройства, паническое расстройство, генерализованное тревожное). Чаще всего, конечно, наблюдается патологическое изменение собственного организма (своих эмоциольных состояний, своего мышления и мозговых функций, своих органов).

Тем самым мы наблюдаем лишь слабую, врéменную адаптацию. Мы можем говорить о патологической адаптации. Частным случаем патологической адаптации являются так называемые защитные психологические механизмы. Рассмотрим их поподробнее.

Все механизмы защиты (механизмы адаптации) берут свое начало в физиологии ребенка. Для ребенка они являются нормальными, но если они остаются во взрослом возрасте, то здесь можно говорить о патологии. Можно сказать, что патологическая адаптация это инфантильная адаптация, которую психоневротик не смог изжить и заменить на более новую и совершенную

Биология механизмов адаптации

Представьте себе эмбрион, находящийся в утробе матери. Ему тепло, комфортно. Организм матери доставляет ему все необходимые питательные вещества. Он полностью защищен от внешних опасностей. Ему не надо тратить никаких усилий на то, чтобы жить. Если мы будем рассматривать этот процесс с точки зрения биологии, то можем сделать вывод, что период беременности для матери это период дистресса, в то время как для плода этого дистресса не будет. Ведь, как мы сказали, он полностью обеспечен безопасностью, теплом, питанием. Ему комфортно. В это время плод «паразитирует» на организме матери. В утробе матери ребенок еще не сталкивался ни с чем и ни с кем. Но вот ребенок рождается. Чтобы он сделал вдох, врач хлопает его по мягкому месту, ребенок начинает плакать и вместе с плачем ребенок делает вдох. Рождение для ребенка оказалось дистрессом. Тут же его отдают матери. Ее тело теплое, она гладит его. И когда она дает ему грудь, его рот оказывается заполненным и в это время он, естественно, кричать не может. Молоко матери вкусное. Ребенок получает от него удовольствие. Наевшись, он засыпает. Вы не поверите, но здесь произошла дрессировка. Смотрите сами. Боль заставила ребенка плакать. Ребенок воспринял это как дистресс. Мама тут же прижала его к себе и дала ему грудь, тем самым заставив замолчать. Для ребенка это эустресс. Мозг ребенка тут же запоминает цепь событий (проприорецептивная и интерорецептивная память). Дистрессор — крик — исчезновение дистрессора (эустресс). Первый год жизни ребенок будет пользоваться этой цепью, чтобы получить от мамы всё, что захочет. А мама будет устранять любой дистрессор ребенка, лишь бы только он не кричал. Дистрессором мамы, как мы поняли, является крик ребенка. Цепь «Дистрессор — крик — исчезновение дистрессора (эустресс)» давайте назовем «инфатильной властью»

Ребенок еще не понимает, что такое «мама». Он воспринимает ее как «что-то, что устраняет мое плохое состояние после того как я покричу». Находясь в утробе матери и сразу после рождения, ребенок еще не знает, что существует еще кто-то кроме него. Он не знает, что это мама устраняет его дистрессоры. Ему кажется, что оно происходит само по себе, стоит только покричать. Мало того, ребенок еще не знает, что вокруг него есть целый мир. В этом возрасте ребенок не разделяет внешний мир и себя. Весь его мир это он и всё, что с ним происходит. Со временем он понимает, что руки и ноги принадлежат ему, ведь если их укусить, то почему-то больно именно ему. Вначале же он может испугаться собственной руки или ноги, так как не знает, что они принадлежат ему. С точки зрения трехмесячного ребенка мама это тоже часть его тела.

С биологической точки зрения, можно сказать, что мать и дитя, на самом деле, представляют собой единый организм, состоящий из двух тел. Лишь со временем, ребенок будет способен жить отдельно.

Мышление ребенка первых месяцев гласит «ВЕСЬ МИР ЭТО Я». Ребенок в этом возрасте не отделяет внешний мир от себя. В это время ребенок считает, что мама, рука, нога - всё это части ЕГО тела, его органы, его собственность. На этап этапе ребенок использует единственно возможный тип адаптации — паразитизм. Да-да, пусть Вас не пугает это слово. Маленький человек использует свою мама как средство избавиться от дистрессора. При этом некоторое удовольствие получает и мама. Она также считает своего ребенка частью себя.

Но мать не способна долго отдавать «все соки» ребенку. Как бы она его ни любила, она не может всю жизнь 24 часа в сутки обслуживать его — в ней будет нарастать агрессия, материнское чувство уйдет и она начнет проявлять к ребенку агрессию и тем самым отрицательно подкреплять его «инфантильную власть». Со временем мать подавит такой паразитический тип адаптации и ребенок начнет жить самостоятельно, уважая других, не считая их своей собственностью. Итак, первый этап развития ребенка это когда ребенок еще не отделяет весь мир от своего организма. На этом этапе формируется концентрированный детский эгоцентризм. Назовем его первичный эгоцентризм. Ребенок вначале вообще не отделяет себя от остального мира. Весь мир = я. Этот этап длится, пока ребенок лежит в кроватке и не может поворачивать головой. Здесь потихоньку мама должна начать через отрицательное подкрепление подавлять эгоцентризм ребенка.

Ребенок растет и параллельно учится передвигаться, пользоваться сенсорами и познавать мир. Здесь начинается второй этап — вторичный эгоцентризм. Этот период длится до тех пор, пока мама не начнет показывать, что она не собственность ребенка. Изначально ребенок не понимает, что рука или нога эта его части. Впервые играя со своей рукой и укусив ее, ребенок понимает, что ему больно. Срабатывает отрицательное подкрепление и он больше так не делает. Когда эту же самую руку гладит мама, то малышу приятно. Постепенно у него формируется картина тела. Через боль он познает, что «моё», а что не «моё». На этом этапе он понимает, что тело четко принадлежит ему, а вот все остальное пока неизвестно. К году ребенок начинает сначала ползать, затем ходить и тем самым начинает активно познавать внешний мир. В этот период ребенок начинает активно пакостить, что-то ломать, грызть, дергать или портить. Естественно, отрицательное подкрепление мамы не заставит себя ждать. Здесь ребенок начинает понимать, что мама может приносить и дистресс. Ребенок учится говорить. Каждый предмет, который он видит он учится кодировать словом. На практике от познает, что многие предметы могут приносить дистресс — ножом можно порезаться, об угол удариться, кошка может укусить и тд. Через отрицательное подкрепление ребенок постепенно понимает, что многие предметы это «что-то отдельное от меня». Общаясь с другими детьми, он понимает, что они тоже не часть его и не хотят как мама делать всё что он скажет. Более того, они могут даже ударить его. К третьему году ребенок, запоминает много слов, много предметов, знает свои части тела и доволен этим. Ребенок уже может отделять «где я, а где не-я». В речи появляется местоимение «Я». К концу этого периода инфантильная власть должна полностью исчезнуть. Ребенок уже не считает весь мир частью себя. Он считает их чем-то отдельным. Однако отношение ко всем предметам и живым существам остается как к его собственности. Если при первичном эгоцентризме Собственник и Собственность были единым целым, то на этапе вторичного эгоцентризма Собственник уже четко отделяет себя от Собственности, однако он еще не знает, что относится ко всему вокруг как к имуществу. Он делает это, но не осознает это. Это нужно будет объяснить ребенку уже логически.

А если мать не смогла по каким-то причинам подавить инфантильную власть (эгоцентризм) ? Здесь есть несколько причин

  1. Мать потворствовала этому, выполняя всё, что ребенок захочет. «Гиперопека» так называют это психологи. Такие матери душат ребенка своей любовью. Такие матери видят во всем мире опасность («весь мир как дистрессор») и пытаются своей заботой, вниманием спасти своего ребенка от ужасов внешнего мира. Естественно, они передают ребенку такое боязливое отношение к внешнему миру (мы рассматривали подобное в главе про фобии и тревоги)

  2. Мать не подавила эгоцентризм потому, что не занималась ребенком, игнорировала его (истерические матери, матери-алкоголики, матери из неблагополучных семей и т.д). «И так вырастет ! У всех вырос и у меня вырастет» девиз таких матерей

  3. Отсутствие матери

Рассмотрим, чтó станет с ребенком, если мать не смогла подавить вторичный эгоцентризм. Такие дети (при отсутствии лечения) на всю жизнь остаются Собственниками. Весь мир они воспринимают как собственность, с которой они могут делать всё, что захотят. Разумеется, такое поведение сами они не осознают. Они с легкостью перешагивают через других людей. Здесь присутствуют все признаки эгоцентризма, которые мы рассмотрели с Вами ранее. В каждом психическом заболевании срабатывают разные стороны эгоцентризма. Бред при шизофрении (и особенно, бред величия). Маниакальный эпизод показывает эгоцентрическое получение удовольствий. Контроль над всеми при истерических расстройствах. Зацикленность на своем здоровье при ипохондрии и соматоформных заболеваниях, но полное безразличие к здоровью другого. Каждое психическое заболевание несет в себе осколок вторичного эгоцентризма. Вторичный эгоцентризм, который остается у психоневротиков с детства психоаналитики называют всемогущий контроль.

Ничуть не менее легкая ситуация, если ребенок полностью не вышел из стадии первичного эгоцентризма. Вспомним, что первичный эгоцентризм строится по принципу «я = весь мир». Соответственно, такие люди не проводят четких границ между собой и миром. Принцип «Всё в этом мире это я» приводит к тому, что они лезут в жизнь других людей, не соблюдают границ при общении (могут разговаривать почти «глаза в глаза», что очень неприятно для собеседника). Они не отделяют себя от матери, поэтому всю жизнь будут искать родителя в любом окружающем их человеке. Таким пациентам тяжело понять «Кто я ?», отделить себя от других и остального мира. Они не могут принять, что другие не являются «частью их тела». Такие люди обычно не самостоятельны, безответственны. Психологи про таких могут сказать «глубокая инфантильность». Часто наблюдается тяжелое психиатрическое слабоумие. При встрече с дистрессорами такие пациенты не адаптируются. На любую преграду реагируют подобно детям первых шести месяцев плачем. Сделать что-либо с дистрессором они не пытаются, так как часто даже не понимают, а что является этим дистрессором. В отличии от вторичного эгоцентризма люди застрявшие в первичном не делят мир на плохих и хороших (так не склонны к разделению мира на части). Сегодня муж для такой пациентки плохой, а завтра уже хороший.